В начало раздела

Виктория Преображенская

 

Театральная аксиома

 

В настоящее время театральное искусство в образовательном процессе представлено следующими направлениями:

         1. Адресованное детям профессиональное театральное искусство с  присущими ему общекультурными ценностями;

         2. Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее и основанный на  поэтапном художественно-педагогическом развитии детей;

3.Театр как учебный предмет. Еще в 70-е годы лаборатория театра НИИ ХВ разработала и обосновала идею всеобщей доступности начального театрального образования, что дало возможность говорить о новом учебном предмете – “Урок театра”.

4.Театральная педагогика, целью которой является обоснование принципов и создание методик эффективного освоения элементов актерского мастерства.

Изучение театральной педагогики включается в профессиональную подготовку и переподготовку учителей. При этом приобретенные знания и умения помогают педагогу существенно изменить обычный школьный урок, трансформировать его учебно-воспитательные цели, и обеспечить активную познавательную позицию каждого ученика.

 

Говоря о всей системе дополнительного образования, необходимо отметить, что кроме научности, столь же важным принципом педагогики является художественность образовательного процесса.

Искусство театра – коллективное творчество. Поэтому театр может стать объединяющим клубным пространством неформального социо-культурного общения детей и взрослых. Освоение учебного материала через проживание трансформирует знания в убеждения. Общее сопереживание – один из основных инструментов воспитания.

В связи с этим стоит отметить, что в сфере театрального образования детей по-прежнему остро стоит проблема кадров. Вузы не готовят режиссеров-педагогов детского театрального образования и детского любительского театра. Если с постановочными приемами выпускники еще как-то знакомы, то с педагогическим театральным процессом – почти нет.

Это вызывает необходимость создания профильных средне специальных учебных заведений готовящих режиссеров-педагогов детских театров, которые хорошо должны знать детскую специфику методики обучения актерскому мастерству и репетирования.

Большая проблема в последнее время возникла в связи с коммерциализацией детского творчества, в том числе и актерского. Стремление к скорейшему результату губительно сказывается на педагогическом процессе. Эксплуатация внешних данных, природной эмоциональности, возрастного обаяния разрушает процесс становления будущего художника, ведет к девальвации его ценностей.

Необходимо помнить, что театрально-образовательный процесс в силу своей уникальной синтетической игровой природы является мощнейшим средством воспитания через проживание духовных культурных образцов человечества и требует к себе пристального внимания, опеки и контроля.

Несмотря на перечисленные проблемы наличием в школе любительского детского театра сейчас никого не удивишь. Существуя почти в каждом учебном заведении, он всегда был возможностью для ребят проявить свои творческие способности. Но в учебно-воспитательном комплексе “Измайлово” № 1811 города Москвы ситуация уникальная. Здесь успешно сосуществуют коллектив профессионального театра, актерско-педагогический колледж, детская театральная школа-студия и детский любительский театр.

А началось все несколько лет назад, когда директор УВК  Александр Аронович Рывкин и его единомышленники: Александра Петровна Ершова, Вячеслав Михайлович Букатов и Александр Владимирович Гребенкин впервые задумались о создании Центра Театральной Педагогики.

У них появилась идея: представленное в системе дополнительного образования детское театральное творчество[1] объединить в единый педагогический процесс  в рамках деятельности одного общеобразовательного учреждения. Это должно было, по их мнению, решить многие проблемы и повысить эффективность работы с детьми.

 Для этого в 1994 году при УВК было создано специальное подразделение – Центр театральной педагогики.

С тех пор жизнь школы тесно связана с театральной деятельностью, начиная с обучения педагогов актерскому мастерству и заканчивая уроками театра для школьников.

Представьте себе урок истории. Учитель предлагает ребятам рассмотреть государство с разных точек зрения, с разных  позиций. Каждый ученик должен разобрать это понятие, исходя из выбранной позиции, и при этом мыслить, и действовать также исходя из нее. Конечно, учитель в этом случае должен знать суть актерского мастерства, технику перевоплощения. Актер не сможет сыграть роль, если он не занял позицию своего героя, не вошел в его образ, не окружил себя предлагаемыми обстоятельствами. А чтобы занять позицию, необходимо, во-первых, мыслить из чужой позиции, а не своей собственной. Перестроить свою логику. Во-вторых, изложить свою мысль кому-то, причем, так, чтобы тот понял, и, в-третьих, начать действовать вместе в актерском этюде, в определенном сюжете истории. Этому учит актерское мастерство, но педагогов в вузе этому не учат. Так же, как не учат режиссуре урока.

При проведении традиционного урока, как правило, что сказал учитель, то и есть Истина, сомнению она не подлежит. Услышал, – запомни, воспроизведи. В УВК №1811 на уроке, основанном на деятельностной педагогике, ученику, чтобы получить знания, надо прожить ситуацию, – и здесь необходимы режиссура и элементы актерского мастерства.

На уроке литературы надо не столько ознакомиться с мнениями критиков, сколько понять художественное произведение, т.е. не принимать чье-то мнение, а формировать свое собственное. Часто в традиционной школе учащиеся, прежде всего, запоминают мнения критиков и довольствуются только этим. Личное понимание ученика там не важно. При деятельностном подходе  важно понимание каждого. Их начинают классифицировать, выбирать общее, частное, и сравнивать. Понимание строиться на столкновении различных точек зрения.

Точно так же на любом другом предмете. На уроках геометрии, например, изучая какую-либо аксиому, надо, прежде всего, понять и воспроизвести ситуацию, когда человек породил это знание. Осознать, почему у него возникла необходимость в выведении данной аксиомы. Идея такова, что, попав в определенную проблемную ситуацию, человек начинает искать выход из нее, и нет другого пути, как породить знание, начать думать и искать выход. Важно понять, каков был круг предлагаемых обстоятельств, заставивший породить эти знания, и погрузить в него учеников.  

 Здесь вступают в силу законы театральной педагогики,  урок должен быть расписан по событиям, как в спектакле. Этот этап подготовки занятий называется педагогическим сценированием.

Уроки выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. Как известно, в школе есть две позиции – учитель и ученик. Ученик повторил – “садись, пять”. Не повторил, или сделал это неправильно – “садись, два”. Когда же необходимо строить работу деятельностную, организовывать детей так, чтобы в работе участвовали все, и активно, в ход идут иные средства. Умению организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает учителям театральная педагогика. И тогда в сценировании и режиссуре урока появляется групповая работа, которая дает возможность участвовать всем детям в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций “учитель-ученик”. 

Учителя организовывают учебную деятельность так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого им надо создать проблемную ситуацию.

На это нацелены уроки театра для школьников, которые в первую очередь развивают коммуникативные способности и творческие возможности.  Вот наглядный пример. В течение года в одном классе велись такие уроки, по часу-полтора в неделю. С детьми работала руководитель лаборатории театра НИИ ХО РАО Ершова Александра Петровна. И теперь, благодаря театральной педагогике, это наиболее организованные, способные к работе ученики. Надо сказать, традиционные учителя, работавшие в этом классе, через год занятий стали говорить: “С этими детьми работать просто одно удовольствие!  Складывается впечатление, что они так хотят учиться, как никто другой в этой школе”.

Теперь точно так же эти уроки театра ведет Камнева Татьяна Михайловна, ученица Александры Петровны Ершовой, руководитель детской театральной школы-студии.

Детям в УВК № 1811 дается и дополнительное театральное образование. В чем же разница между ним и уроками театра?

На уроках театра важно, прежде всего, сформировать у детей умение работать в малых группах, дать основы актерских навыков, научить удерживать мобилизацию, владеть произвольным вниманием, работать в коллективе. Это первый этап обучения актерскому мастерству. Идет освоение закона коллективной работы: “Быть в нужное для общего дела время в нужном месте”. Тогда все получится. То есть идет организация работы коллектива и нарабатываются коммуникативные навыки. Что с успехом может переноситься на другие уроки, где ученики так же готовы общаться, работать малыми группами, легко переходить из группы в группу, легко менять роли “лидер – ведомый”, “ученик – учитель”.

В детской театральной школе-студии в основу положено освоение материала актерского мастерства – действие. Здесь дети непосредственно изучают  актерскую технику, создают первые этюды и роли, играют сцены из пьес, изучают основы режиссуры, сценирования, сценической речи, пластики. Важно чтобы они могли, через какое-то время вести уроки театра со школьниками младших классов.

В дальнейшем у выпускников детской театральной школы-студии и УВК есть реальная возможность продолжить свое театральное образование в театрально-педагогическом колледже. Он дает среднее профессиональное образование, причем студенты осваивают сразу две профессии: актер драмы и педагог дополнительного образования (театр).

Художественный руководитель колледжа кандидат педагогических наук, главный режиссер “Театра 111”, лауреат международных театральных фестивалей Александр Владимирович Гребенкин.  

Занятия в колледже ведут высокопрофессиональные педагоги: Юлия Михайловна Позднякова заведующая лабораторией сценической психотехники факультета практической психологии при университете Нестеровой, Бродецкий Александр Яковлевич педагог ГИТИСА, автор книги “Азбука молчания”, Людмила Михайловна Некрасова научный сотрудник лаборатории театра НИИ ХО РАО,  кандидаты философских наук Юрий Самуилович Дружкин и Константин Илиасович Оксинойд.

За шесть лет существования актерско-педагогического колледжа было выпущено два курса. Одним руководила кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией театра НИИ ХО РАО Ершова Александра Петровна, другим – Александр Владимирович Гребенкин. Студенты за годы учебы поставили 12 спектаклей. Многие выпускники решили связать свою дальнейшую судьбу с театральной деятельностью, а некоторые остались работать в профессиональном театре организованном при УВК, под руководством Гребенкина Александра Владимировича.

Благодаря театру школьники и преподаватели УВК получили возможность качественно нового общения. Здесь, в уютной камерной атмосфере, они познают не только искусство театра, но и самих себя. При доверительной беседе с актерами и режиссером после просмотра спектаклей у ребят формируется знание и понимание сущности этих профессий. Но ценнее всего то, что в подобной атмосфере воспитывается уважение к законам морали и духовным ценностям.

Интересно, что сам театр, со сценой и зрительным залом, которому завидуют многие режиссеры и руководители театров-студий,  побывавшие на спектаклях “Театра 111”, появился исключительно благодаря непосредственным усилиям студентов первого курса. Они стали его строителями, а их руководитель Александр Владимирович Гребенкин создал оригинальный проект театра на основе пришедшего в негодность помещения  гимнастического зала. Так же благодаря самоотверженности, энтузиазму, упорству и коммуникативному таланту нынешнего директора и актера театра Александра Викторовича Вичканова и конечно же прозорливости генерального директора УВК Александра Ароновича Рывкина.

Название театра родилось благодаря странной особенности – букве “А”, с которой начинаются имена создателей театра и почти всех его участников.  В театре семь Александров, а буква “А” в алфавите первая, к тому же адрес театра – Первомайская дом 111. Так появился Театр “111”.

Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что “Театр 111” нашел своего зрителя. Сюда с удовольствием приходят не только ученики и учителя УВК, но и жители района. На базе театра проходят семинары руководителей любительских театров.

Репертуар театра еще не велик, но разнообразен: от шекспировского “Гамлета” до произведений современных молодых авторов. Известность театра растет и привлекает к нему все новых зрителей и друзей.

Так недавно у театра появился свой автор. Это своеобразная оценка высокого качества работы театра. Специально для “Театра 111” начал писать известный поэт Евгений Федорович Сабуров. Многие знают Евгения Федоровича, прежде всего как экономиста, как бывшего руководителя правительства Крыма, теперь он неожиданно раскрывается как оригинальный драматург, со своим взглядом на драматургию и современную действительность. Пока в театре поставлена одна его пьеса – “В мире других”, которая с большим успехом прошла в прошлом сезоне. Сейчас готовиться к постановке еще одна пьеса Сабурова. Театр надеется, что завязавшаяся  дружба с таким интересным, крупным  творческим человеком, как Евгений Федорович Сабуров, позволит и автору и труппе театра получить новые силы для дальнейшего развития.

В наше время чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной не занятости подростков. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями.

Главным барьером на пути криминализации подростковой среды, считают создатели театра, является активная духовная работа, отвечающая интересам молодежи. И здесь, именно театр может стать тем клубным пространством, где естественно в процессе совместной работы учеников, учителей, жителей прилегающего микрорайона, с актерами, драматургом и режиссером театра по анализу драматургического материала и просмотренного спектакля, складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание театр объединяет детей и взрослых на уровне проживания общего совместного дела, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс.

Особенно важное влияние такой  учебный театр-клуб оказывает на “детей  с улицы”, предлагая им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду. Это может существенно снизить остроту проблемы детской преступности и наркомании в районе.

Стоит вспомнить, что расцвет демократии древней Эллады во многом обязан ритуалу совместного проживания жителями города великой драматургии их соплеменников во время спектаклей, в подготовке и проведении которых был занят практически весь город.

Освоение учебного материала через проживание делает знания убеждениями. Совместное сопереживание один из основных инструментов воспитания.

Вспомним, что Петр 1, одержимый идеей государственности, был озабочен и идеей создания национального театра, где человек русский может почувствовать себя рачительным гражданином. Именно в театре человек начинает соизмерять себя с передовым обществом и его культурными образцами. Не случайно советская власть, сразу же национализировала театры и в первую очередь великий МХАТ. Оно видело в театре, прежде всего университет для миллионов безграмотных “Шариковых”. Но дело в том, что духовный рост не является прямым накоплением прошлого, его необходимо растить с каждым новым поколением почти заново.

Сегодня театр часто теряет предназначение места, где идет исповедь человеческого духа. Как часто монологи Гамлета тонут в свистках и улюлюканье молодежной аудитории, которая швыряет на сцену не цветы, а пустые банки из под пива. Нет-нет, да и выметают уборщицы после спектаклей наших столичных театров из лож использованные презервативы. Об этом не принято говорить. Как и о том, что после спектаклей часто разгулявшуюся молодежь увозят не домой, а  в больницу с диагнозом “передозировка” или с травмами после драки.

Великий Станиславский в 1918 году выходил перед аудиторией  безграмотных солдат революции и объяснял, как положено вести себя в театре культурному человеку: не плевать на пол шелухой от семечек, не вытирать сапоги о бархатные шторы, не комментировать происходящее на сцене, не ругаться матом и не вставать на сиденья ногами... Тоже необходимо делать в каждом театре и в наши дни, если в зале собралась молодежная аудитория. Каждое поколение поставляет новых “Шариковых”, новых хамов и театр призван их образовывать

В театре “111” этот разговор со зрительным залом входит непременным компонентом в каждый спектакль. Иногда спектакль останавливается прямо во время действия, и актер имеет право на прямой разговор со зрителем, иногда очень острый. И это приносит свои “плоды просвещения”. Ибо абсолютно правы были наши театральные классики Станислаский и Немирович-Данченко: театр начинается с этики!

По убеждению режиссера театра “111” Александра Гребенкина сегодня театр может войти в жизнь подрастающего поколения, прежде всего через атмосферу студийности и не в огромных залах официальных театров, а в камерных залах школьного театра, театра, который пришел непосредственно в школу со всем арсеналом своего профессионализма и самоотверженности.

Именно здесь в ситуации разговора “с глазу на глаз” в зале на шестьдесят мест молодежь начинает бессознательно понимать разницу между подлинным театром и его внешним суррогатом, начинает ощущать его нравственную, идеальную природу. Это возможно только с людьми верующими в театр. Ведь театр это обязательно стихия идеального, стихия романтики, чистого, бескорыстного чувства и глубокого знания о том, что необходимо стяжать в этом мире.

Сейчас вокруг театра “111” создается жизнь, которая захватывает и детей, и взрослых.   Театральная педагогика породила новые формы организации учебной деятельности, происходящей на экспериментальной площадке УВК.

Здесь соединяется все положительное, что наработано в УВК за последние годы: накопленное в теории и практике театральной педагогики, в деятельностной педагогике, а также наработанное в области гештальтподхода в образовании.

Три этих огромных теоретических и практических пласта интегрируются в новый вид учебного заведения, который называется Школа мышления. Сегодня представить ее без театральной педагогики невозможно. В Школе мышления, кроме предметных мастерских, работы с конкретным учебным материалом, есть еще и возможность действовать в области дополнительного образования. И тогда, в качестве основного материала, которому УВК может посвящать все образовательные сессии и сессии Детско-Взрослой Академии, берется тот материал, для которого в УВК есть свои собственные ресурсы внутри, например, театр и его спектакли.

Так прошли сессии ДВА по анализу драматургии и созданию режиссерской экспликации на основе пьесы А.Слаповского “От красной крысы до зеленой звезды” и спектакля Театра “111” по этой пьесе. Проектная игра на тему “Зачем нам нужен театр?”. Одна из сессий была посвящена работе по анализу смысла произведения Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” и спектаклю детской театральной студии по этому произведению. 

Одна из сессий в Суздале была посвящена анализу такого сложного жанра как трагедия, и опять в основе был спектакль театра и пьеса великого Шекспира “Гамлет”. Дети с большим восторгом вспоминают эту сессию, так как на ней было уникальное зрелище – спектакль игрался ночью, в старом заброшенном храме на окраине древнего красивейшего русского города Суздаля. Зрители должны были совершить пешее путешествие, прежде чем оказались на месте действия. Там их ждали бродячие актеры, которые приезжали на телеге и начинали спектакль прямо на улице, на небольшом помосте, при свете луны и факелов. А потом актеры и зрители переходили в храм и при свете свечей и сопровождении живого мини-оркестра зрелище продолжалось дальше.

Сейчас готовиться очередная летняя сессия Детско-взрослой академии и опять в Суздале. Содержание работы будет строиться опять с участием театра “111”. Это будет анализ прекрасной пьесы великого русского драматурга  Островского “Снегурочка” и погружение в русский национальный фольклор, с последующим массовым действом на берегу реки, с песнями, плясками, хороводами и встречей рассвета.

Основной материал, поставляемый на сессии, является, как правило, театральным. На одной из первых сессий академии родилась идея того, что рефлексию наработанного детям интересно и возможно осуществлять театральным способом. На вербальном уровне отследить себя детям трудно. И вдруг оказалось, что они легко могут это делать в театральном залоге, в игре, в актерстве, там они – полное отражение того, что они поняли и как поняли. Тогда появился такой термин – рефлексия театральным способом. Все, что ученики поняли, они потом сценируют, репетируют и показывают друг другу для совместного анализа.

На сочетании гештальтподхода в образовании, театральной и деятельностной педагогики в УВК “Измайлово” № 1811 происходит строительство школы нового образца, и без театра сделать это не представляется возможным.

Театру за короткое время удалось изменить жизнь УВК, наполнив ее новым смыслом и содержанием. И это настолько оказалось значимым для ребят, что теперь в своих экзаменационных сочинениях они пишут: “В Москве имеется большое количество театров, но театр, с которым у меня связаны самые яркие впечатления находиться в нашей школе. Именно в этом театре я ощутил все “волшебство искусства”. (…) Впервые я увидел постановку спектакля, где все сделано таким образом, что зритель становиться участником действия. (…)  Наш театр особенный. Его создавали люди, для которых театр является самым ценным в жизни, и их любовь передается всем зрителям, которые когда-либо были здесь (…) Моя учительница по литературе сказала мне как-то о том, что есть встречи, которые могут коренным образом изменить жизнь, так вот этой встречей для меня является встреча с нашим театром. Театр стал для меня почти домом, в который я могу прийти и побыть с родными людьми, отстраниться от проблем, забыть обо всем и погрузиться в волшебство...”

Из экзаменационного сочинения Жалялова Романа, 11”А” кл.

 

В записных книжках А.П. Чехова читаем: “Если общество носиться со своими артистами и видит в них необыкновенных, то оно, значит, проникнуто идеальными стремлениями”.

 


 


[1] Здесь мы имеем в виду просмотр и анализ спектаклей профессиональных театров, участие в деятельности детских любительских школьных театров, театр как учебный предмет в школе, театральная педагогика как компонент образовательного процесса.

 

 

 

В начало раздела

Сайт управляется системой uCoz