История  Сотрудники  Выпускники  Социо-игровые люди  Школьные дела  Дела научные  "Семейка"     Английский клуб "SPRING"  Пилотная школа  Учительские посиделки  Газеты и журналы 

 

Сергей САВЕЛЬЕВ

Социоигровая летопись школьных праздников

 

Каждый раз в конце учебного года мы устраиваем праздник. У нас нет единого сценария, что и как на нем должно происходить. И каждый год мы, учителя Образовательного центра "Азъ", ломаем голову в поисках идеи, какого-то хода, стержня, на который будут нанизываться события этого праздничного дня.
И каждый раз замечательный человек и друг Желтого Дома Вячеслав Михайлович Букатов помогает нам в этом. Бывает достаточно какой-то зацепки - и из нее на глазах возникает шоу, в котором занято иногда более сотни человек.

День рождения
Однажды, несколько лет назад, мы решили, что нужен какой-то праздник, который бы завершал учебный год.
Мы искали жанр для праздника, и получился День Рождения Жёлтого Дома.
По-моему, началось всё с того, что ученики Марии Владимировны, будучи тогда четверокласниками, на переменке где-то во дворе Желтого Дома случайно с какой-то бабушкой познакомились. И она начала им рассказывать: а вот этот дуб, дескать, тогда-то был посажен, а вот тут не было этой оградки, а вот тут, наоборот, была, а вот тут вот ещё лавочки стояли…
Они прибегают с круглыми глазами: представляете, мол, Мария Владимировна, вот эта тётечка помнит ещё такие времена…
Она им там рассказала, что этот дом пленные немцы строили. Что на месте больницы через Измайловский бульвар был аэродром. Что она сама была лётчица, летала на самолётах-кукурузниках, вроде как даже парашютисткой была. Что на том месте, где сейчас живут Глеб и Стасик, был прудик и что они туда детьми купаться ходили… У детей - глаза круглые…
Ну и начали Машины дети с тех пор ходить к этой бабушке, помогать. Периодически справлялись, не нужно ли ей чего. А живёт бабушка в этом самом нашем жёлтом доме.
Немцы построили его достаточно солидно, аккуратно. Конечно, с годами дом обветшал. И сейчас постепенно разваливается. Трубы гудят и всюду протекают, электричество никуда ни годится, всё устарело. Половина батарей не работает.
Но дом стоит, и люди, которые здесь живут, не хотят из него переезжать на новые места жительства. Они своим домом довольны. Вернее, они, конечно, не довольны, ворчат: это не так, то не так, - но дом свой любят и никуда переезжать из него не хотят. Квартиры здесь хорошие, потолки высокие.
Нам здесь тоже хорошо. Мы живём своим маленьким миром. Отдельно от начальной школы. И проблемы, которые ребром стоят в перенаселённом, вечно кипящем здании школы по соседству, от нас далеко…
Детей из Желтого Дома не выгонишь. Кончились уроки, кончилась продлёнка, а многие дети не хотят уходить. Или уже совсем вечером, после 20.00 заявляются Ксюша с Машей: "Ну можно мы здесь поиграем?" Младшие братья и сёстры ребят, которые у нас учатся, тоже хотят учиться в Жёлтом Доме. Вот так. Остается думать, что мы, учителя, на верном пути…

***
Итак, выяснили, что нашему дому 50 лет. День рождения, даже юбилей... А что такое день рождения? Это подарки, это гости, это развлечения, это чаепитие.
Но сначала четвероклассники пригласили свою бабушку. Она нарядная пришла, речь держала. Ее поздравляли, подарки дарили.
Потом были выступления детей Марии Владимировны. Каждый был одним из гномов, с совершенно определенным характером. Еще была Белоснежка и злая фея. Они показывали сценки - театральные этюды, которые они сочинили сами на уроках театра.
Что показывали третьеклашки Сергея Владимировича, я не помню.
К Дню рождения Желтого дома Машины дети выпустили самиздатовский журнал "9 Гномов и К°" и газету "Легенды и мифы Жёлтого дома".
В газете были рубрики "Смешное", "Серьезное", "Страшное", "Тайны", "Случаи" и пр. Всё это было развешано по стенам - легенды Жёлтого дома, страшилки Жёлтого дома, анекдоты Желтого дома…
И вот во второй части праздника все - и дети, и родители - объединились в команды. Каждая команда тянула бумажку с какой-нибудь рубрикой из газеты - например, "Смешное" или "Невероятное". Задание было такое: загадать из той рубрики, что попалась, какой-нибудь случай и группой изобразить его - инсценировать или слепить скульптуру. Например, случай про то, как "Катя перевернулась со стулом, прихватила с собой парту и по дороге перекусила мелом и запила чернилами". Это была инсценировка…
А в антракте все должны были бежать к стенкам, читать газету и угадывать, что за случай показывали другие команды…

Музейное дело
Это была идея Букатова - из каждого помещения сделать какой-то музейчик.
Все классы в Жёлтом доме были превращены в музейные залы, с размещёнными в них различными экспозициями. Некоторые экспонаты дети из дома принесли, некоторые нашли, когда ходили в походы. Были старинные чашки, посуда, даже старинный умывальник, с виду похожий на цветочный горшок. Он до сих пор стоит в школе и являлся атрибутом уже нескольких представлений.
Дети нашли где-то на помойке и притащили в школу огромный сундук. Там теперь хранятся всякие нужные, а часто и не совсем нужные вещи, которые дети периодически из сундука вытаскивают, напяливают на себя. Им очень нравится копошиться в сундуке. Там множество всяких старых, уже не нужных в быту предметов: старых платьев, сумок, очков, ботинок, сапог, шарфов и шапок, платочков и платков. В общем, для любой девчонки - это просто Клондайк!
Каждый зал (класс, коридор) был превращен в какой-нибудь музей. А экскурсоводами были сами ученики Желтого Дома. Экскурсии проводили по двое, чтоб не так страшно было. Тексты экскурсий писали сами. Из расчета 10 минут.
Экспонатами Музея музыки были различные музыкальные инструменты. Собирали их по друзьям и знакомым. Я у друга попросил трубу и саксофон.
Вообще, я стараюсь для школы собирать самые разные музыкальные инструменты. Чтобы были. Уже набралось прилично. Есть баян, аккордеон, гармонь, мандолина. Есть несколько гитар, кастаньеты, различные народные инструменты, балалайка, губная гармошка, "старинные" струны...
Скрипки и гитары были подвешены к потолку в качестве ценных экспонатов.
На столах в том же качестве лежали контрольные работы по музыке трехлетней давности.
Инструменты стояли на партах, расставленных по периметру класса.
В билетной кассе сидели дети-кассиры. Родители, дедушки-бабушки, братья-сёстры, а также просто гости и соседские мальчишки-девчонки получали в кассе рифмы, тут же садились сочинять экспромты, а потом в обмен на них получали билеты. С этими билетами они шли по экспозициям Желтого Дома.
Каждый посетитель музея мог отдать свой билет понравившемуся экскурсоводу. У кого набралось больше всего карточек, - тот и есть лучший экскурсовод.
Была экспозиция старинных книг. Собирали по семейным библиотекам. Была даже книжка с автографом Чуковского!
Была археологическая выставка, куда каждый натащил всякого хламу. Выставка мягкой игрушки, керамики - то, что дети делали своими руками.
Была экскурсия по вестибюлю - там у нас Иерусалим во всю стену.
В проходе стояла спонсорская палатка (а всего их нам подарили 6 штук!), и Леша рассказывал, как ее собирать-разбирать.
Наверху была выставка рисунков, на лестнице - панно...
Дети сказали: "Как это - музей и всё?! А чай?"
Но на этот раз не мы их кормили, а они нас. И еще потом два года подряд. Устроили наверху кафе. Приглашали всех своих учителей и кормили до упора. Столики, меню, салфеточки, бутерброды, мороженое, фрукты, кофе, медленная музыка, официанты в передничках - все, как положено.
А потом - дискотека.

Школа шиворот-навыворот
Это была идея Анны Игоревны, учительницы английского. Но она почти не занималась воплощением. Ей было некогда - диплом в МЭИ.
Дети объединились в группы по 3-4 человека и подготовили уроки минут на 10-15. Были разные предметы, и дети проводили уроки по этим предметам. А пришедшие на праздник гости - родители, братья-сестры, бабушки-дедушки, друзья и знакомые и даже учителя - были учениками на этих уроках. Их объединили в классы - 12 "а", "б" и т.д. (как в воду глядели!), и после настоящей линейки с настоящими директором и завучем (ученики 8 класса) развели по кабинетам. Было расписание уроков географии, русского, музыки, английского, и каждый класс побывал на всех уроках.
Уроки были веселые. Многие дети-учителя подготовили групповые работы, интересные задания. Все было по-настоящему: и дневники, и звонки, и отметки. Один папа даже все пытался оспорить свою тройку по географии. А учительница математики Елена Сергеевна выиграла конкурс по английскому. А больше всех баллов по музыке заработала сестра близнецов Смирновых.
На уроке географии нам надо было контуром загадать страну. Приложив к карте прозрачную бумагу, мы срисовывали страну, которая по форме напоминает какое-то животное. Потом, помню, пририсовывали глазки, ушки и пр. Потом передавали в соседнюю команду, а они угадывали, что за страна… Или называли животное, надо было угадать страну, а потом - в подтверждение - срисовывать контур…

Воспоминания о будущем
Тот год был и так тяжёлый, да еще из Желтого Дома ушла Мария Владимировна. Поэтому подготовку праздника тянула на себе одна Анна Игоревна, наша молодая учительница английского.
Она очень старалась. Были подготовлены несколько спектаклей, точнее сценок. Отдельно готовились семиклашки и отдельно - выпускной четвёртый.
Основной темой праздника была тема воспоминаний. Мы вспоминаем, что с нами было за последние четыре года. Как мы читали, как учились писать, какие были случаи… Особенно актуально для выпускного класса. Они заканчивают начальную школу и переходят в среднюю. Значит настало их время подводить итоги.
Анна Игоревна составила примерный план того, что должно было произойти…
Были смешные задания по английскому языку, по чтению, рисованию, труду и русскому языку…
Была интенсивная подготовка, сплошные репетиции. Аня очень энергично всем руководила. Но у этой затеи не было канвы, все предложения были разрознены и не нанизывались на один стержень, столь важный при проведении шоу любого ранга.
Накануне праздника мы собрались в кружок, разложили Анины листочки и стали думать, как всё это слить воедино, в одно действо.
Пришёл Сергей Владимирович, наш любимый директор, и всё зарезал. Аня страшно расстроилась. Аня может с нормальной самоотдачей делать только то, что сама придумала. Со мной тоже так раньше было, но сейчас я могу работать и с чужой идеей, если, конечно, она не противоречит моим внутренним установкам...
Помог Букатов. Я не знаю, что он сказал - мне пришлось срочно уйти.

***
На следующее утро, в день праздника, я видел утреннюю репетицию английской пьесы, где семиклассники говорят по-английски. Аня была возбуждена, ругалась и призывала к собранности. На доске был написан мелким почерком текст этого маленького спектакля, и дети сидели с косыми глазами, подглядывая на доску.
Лёшка старался изо всех сил. Молодец! И вообще все эти действа - очень полезная штука. Они помогают детям раскрыться, снимают зажимы. Вот Маша. В первом классе она разговаривала тихо-тихо, нарочито писклявым голосом. Вдруг начинает говорить громко и уверенно, чётко выражать свои мысли…
Класс у нас большой и длинный. Мы отгородили середину под сценическую площадку. А в двух концах класса поставили спаренные столы для групповых работ. Таких столов получилось по четыре с каждой стороны. Всего восемь мест для групповых работ. Четыре с одной стороны от главной площадки, четыре с другой.
На площадке будут показывать сценки. А за столами в группах будут "воспоминательные" работы по разным предметам. Работы, которые полюбились детям за четыре года обучения.

***
Весь праздника должен был уложиться максимум в полтора часа, поэтому особого времени устраивать деление на группы не было.
Анна Игоревна стояла в дверях и раскидывала входящих в класс родителей, гостей, друзей по разным столам в произвольном порядке. Она не знала, кто чей родитель, где чей дедушка, так что перемешались все основательно.
Компании получились довольно разношёрстные: вместе в одной группе могли оказаться семиклашки, родители кого-то их четвероклашек, кто-то из совсем малышей и старшеклассник из первого выпуска Желтого Дома…
На одном, дальнем от меня, столе, проходила работа по чтению - из разрезанных на слова предложений составляли текст…
На другом столе была работа по английскому языку - по-моему, разгадывали кроссворд…
На третьем столе команда из взрослых и детей штопала так называемый "дырявый текст" - текст, в котором ошибкоопасные буквы пропущены и заменены кружком…
На четвертом заполняли тест по музыке…
Стол по труду - огромное полотно. Разложены нитки, иголки, ножницы, ткань. За десять минут на этом полотне с помощью апплликаций надо сделать сообща какой-то рисунок - домики, деревья и пр…
Был стол по рисованию. Большой лист ватмана, на котором каждый из участников мог прояавить свои художественные способности. Кто-то нарисовал меня и мою гитару. Мне было приятно…

***
Через десять минут звучал гонг. Та команда, что занималась чтением, подготовилась первая. Они вышли на середину класса и прочитали склеенный кусочек из "Конька Горбунка". Так, все команды по очереди показали свою работу.
Потом команды против часовой стрелки перемещались за соседний стол для выполнения следующего задания. То есть команды менялись видами деятельности. Через десять минут - снова гонг… Показы работ… Переход по часовой стрелке за соседний стол…
Таким образом, все побывали за всеми столами и всем успели позаниматься.

Парк аттракционов
Анна Игоревна с детьми придумала разные аттракционы. Аттракционы были частью на улице, а частью - внутри школы…
Я помню, как на улице бросал куда-то железные деньги…
Потом я должен был нарисовать кастрюлю, но у меня получилась сковородка…
Комната смеха была…
Палатка на улицке зачем-то стояла…
На доске в классе висели каллиграфические работы - надо было угадать, где чья…
Засунуть в треники максимальное количество воздушных шариков…
По доскам пробежаться…
Мы зарабатывали какие-то купоны, и на них можно было покупать фигурки из киндер-сюрпризов…
Этот праздник у меня как-то не осел…

К началу страницы

 

Сайт управляется системой uCoz