Идейные вдохновители:
ЕРШОВ
Петр Михайлович
(1910 - 1994)
Театральный педагог, режиссер. Разрабатывая идеи Станиславского, создал
оригинальную классификацию действий. Его знаменитая книга "Режиссура
как практическая психология" (1-е издание: М., 1972) сыграла неоценимую
роль в формировании социоигрового стиля обучения.
ПРОТОПОПОВ Владимир Николаевич
(1906 - 1974)
Филолог-лингвист, ученик профессора А.М. Пешковского, знаменитого исследователя
грамматики и стилистики русского литературного языка и методов его преподавания
в школе. Вместе с Е.Е. Шулешко разрабатывал оригинальную методику обучения
чтению, письму и русскому языку. Многие идеи Протопопова после его смерти
реализовала Л.К.Филякина.
ШУЛЕШКО
Евгений Евгеньевич
Известный московский психолог и педагог. По его методике, в основание которой
заложена идея ровесничества, обучаются тысячи детей. Хотя то, что происходит
на занятиях, трудно обозначить словом методика. Скорее это - нормальная, полнокровная
жизнь маленького человека, который естественным образом находит себе место
среди сверстников, разных дел и увлечений. Книга Шулешко "Понимание
грамотности" (М., Мозаика-синтез, 2001) - одна из наших настольных книг.
ЕРШОВА
Александра Петровна, кандидат пед. наук
Дочка и наследница идей П.М. Ершова. Руководитель театральных мастерских ИХО
РАО. Занимается вопросами театральной педагогики. Многие преподаватели уроков
театра работают по ее программам. Совместно с В.М. Букатовым разрабатывает
социоигровой стиль обучения. Их книга "Общение на уроке, или Режиссура
поведения учителя" (М., Изд-во "Флинта", 1998) - тоже настольная.
БУКАТОВ
Вячеслав Михайлович, доктор пед. наук
Разрабатывает социоигровой стиль обучения. Создатель новой области художественной
и общей педагогики - драмогерменевтики. Известен как исследователь психологии
дидактических игр. Редактор полос "Режиссура урока" и "Я иду
с урока" в газете "Первое сентября". На протяжении ряда лет
был на ставке научного руководителя "Аза". Совместно с А.П. Ершовой
проводил ряд социоигровых семинаров для учителей "Аза". Руководил
учительскими "посиделками". Был и остается нашим консультантом.
ФИЛЯКИНА Лидия Константиновна
Известная московская учительница. Ученица В.Н. Протопопова и Е.Е. Шулешко.
Автор системы ИНОВО - интуитивно-образного возрождения
в обучении - методических разработок для трех классов начальной школы, куда
органично вплелись и идеи Шулешко, и театральная педагогика Ершовой-Букатова,
и русский фольклор. Вдохновитель и организатор Семейки - семейной школы, где
мамы-папы встречаются со своими трех(четырех-, пяти-, шести)летними детишками
за одной партой.
ЕЛИСЕЕВА Лидия Николаевна
Педагог детского сада. Преподаватель словесности. Совместно с В.Н. Протопоповым
разрабатывала методики преподавания русского языка, многие идеи которых легли
в основу разработок Филякиной. В течение ряда лет преподавала в
Семейке. Исследователь
значения рисунка для понимания ребенком текста сказки. Собиратель фольклора.
Автор шести Хрестоматий для малышей. В настоящее время работает над седьмой.
3 декабря 2003 года ей исполнится 90 лет.
Наследники идей:
ПЛАХОТНИКОВ Сергей Владимирович
Выпускник психолого-педагогического факультета
пединститута им. Ленина. С 1989 года – учитель начальной школы. Выпустил два
класса. В дальнейшем и по сей день – учитель словесности. С 1993 – директор
Образовательного центра “АЗЪ” при УВК “Измайлово” №1811. Преподаватель
английского языка для малышей, в частности – в Семейке. Считает себя
учеником Л.К. Филякиной, В.М. Букатова и А.П. Ершовой. Старший научный
сотрудник Института педагогических инноваций (ИПИ РАО). В настоящее время
ведет курс социоигровой педагогики в психолого-педагогическом институте (МГППИ)
на факультете специальной психологии. Пишет кандидатскую диссертацию по драмогерменевтике под научным руководством В.М. Букатова. Автор многих статей
в педагогической прессе (газ. “Первое сентября”, ж. “Педология”, “Директор
школы”).
ГАНЬКИНА
Мария Владимировна
Выпускница МГУ по специальности "структурная и прикладная лингвистика".
В 1989-90 годах была учителем начальной школы (совместно с С.В. Плахотниковым).
В 1991 году - набрала в ОЦ "АЗЪ" свой собственный первый класс,
выпустила его из начальной школы и, оставаясь в стенах ОЦ "АЗЪ",
довела до седьмого класса - в качестве учителя словесности, каллиграфии, риторики,
уроков театра, а также классного руководителя. С 1998 года - редактор полос
"Режиссура урока" и "Я иду с урока" в газете "Первое
сентября". Автор методических разработок по русскому языку и многих публикаций
в педагогической прессе. Считает себя ученицей Л.К. Филякиной, В.М. Букатова
и А.П. Ершовой и их "наследницей по прямой".
ЛАПИНА
Ольга Петровна
По образованию – инженер-энергетик. Дополнительно
получила педагогическое образование. С 1995 года и по сей день – учитель
начальных классов Образовательного центра “АЗЪ”. По педагогической линии
считает себя ученицей Л.К. Филякиной, В.М. Букатова и А.П. Ершовой.
К началу страницы