История  Сотрудники  Выпускники  Социо-игровые люди  Школьные дела  Дела научные  "Семейка"      Английский клуб "SPRING"  Пилотная школа  Учительские посиделки  Газеты и журналы 

 

Программа системы "ИНОВО"

(Интуитивно-образное возрождение в обучении)
Автор: Филякина Лидия Константиновна
г. Москва

 

Помесячное планирование по трем классам начальной школы

Традиционная методика в качестве итогов предлагает освоение ЗУН, исключающее человека из поля зрения учителя. Остаются итоги по предмету. Каждый, кто не усваивает ЗУН, вызывает раздражение у учителя и непонимание, что с этим человеком делать. В представляемом расположении материала составители исходят из того, в каком состоянии (предположительно) будет находиться человек, проживший данный месяц, где и в каких местах он себя обнаружит для всех и для учителя в том числе. Поэтому итоги месяца расписываются по трем параметрам СУН проявления человека (а - сохранение, б - усиление, в - намерение).

1-й год обучения. Зарождение индивидуальностей в сообществе

Итоги сентября (1-й год):
- знакомство со всеми детьми
- умение найти свое место
- ориентация в пространстве класса.
Уроки строятся блоками по 60 мин. с 5-тимин. перерывом: чтение - музыка, русский язык - рисование, математика - труд. После двух пар идет перерыв на 30-ти минутный урок физкультуры - ритмики.
Блок Чтение - музыка(ЧМ) включает в себя четыре раздела по 15 минут:
(1)ЧМ - освоение смысловых построек,
(2)ЧМ - интонационных подвижек,
(3)ЧМ - темповых качеств
(4)ЧМ - паузацию.
Сочетание их и создает передвижение в освоении чтения в дальнейшем. В первом месяце паузация включает вдох с движениями, ритмические рисунки (это темповые характеристики). Круг "У" и повторы песен создают интонирование, а изучение иллюстраций букваря - сознательное свободное фантазирование.
Блок Рисование - русский язык (РЯ) разделен на 4 своих хода по 15 минут:
(1)РЯ написание - изображение,
(2)РЯ называние - освоение терминологии русской грамматики,
(3)РЯ расхождение произнесения с написанием,
(4)РЯ тонус - театральные упражнения, поддерживающие и раскрепощающие тело человека в его работе.
В сентябре осваивается карта, малые и большие таблицы, появляются слова "столбец - строка", "письменные - печатные буквы" (2РЯ). Каждое слово должно родиться в обиходе осваивающих его и признаваться как имеющее место в употреблении. 1РЯ - работа на доске и в альбоме фломастером - роспись узоров с говорением. Важно освоение поз при той или другой работе. В альбоме идут рисунки миров на большом альбомном листе. Попеременно рисование дождя без ветра и с ветром. ЗРЯ связано с рисованием узоров, с четкостью проговаривания при выборе его. Здесь появляется повтор говорения - действия в стирании узора. 4РЯ помогает освоению пространства класса. Это пересадки при встрече глазами, называние подряд пяти запомнившихся имен, внимание - слушаем коридор, за дверью, наверху. Раздел "тонус" будет поддерживать и связывать все моменты переходов.
Блок Математика - труд (МТ):
1МТ - освоение ручного счета,
2МТ - введение понятий при деловых встречах,
ЗМТ - логика - жизнь в творческих заданиях,
4МТ - трудовые воплощения.
В 1 месяце в 1МТ - знакомство с цифровым рядом - движение палочки. Выход и выбор соседей, ручной - парный счет ±2 " не отдал". 2МТ - история с разными говорениями на ±, сопоставление "больше", "меньше" и "равно" в соответствии с заданной ситуацией дела. 3МТ - нахождение сходства и различия в картинках. 4МТ - вырезание полос, сравнение их, половички.
Каждый из трех уроков-блоков задан не ради изучения материала, а подчинен тому, чтобы у каждого человека в классе состоялось знакомство, чтобы каждый, ориентируясь в заданном, спокойно чувствовал себя на своем месте. Надо чтобы ушло чувство страха, а возникло спокойное состояние "у себя". Это подводит ко второму этапу - месяцу.

Итоги октября (1год):
- создать чувство благополучия в обстановке,
- налаженность контактов с соседями,
- свободный выбор для себя и по себе.
ЧМ. 4ЧМ - выход на согласных звуках, выдыхание столбиком. Для каждой работы появляется своя неповторимая "поза", поэтому специального усаживания со сложенными ручками и ножками не надо. Человек ведет себя свободно, пока предложенная ему работа не задаст определенную позу при действии. 3ЧМ - парное чтение наборов при движении связывается с выдыханием столбиком. 2ЧМ - освоение двустрочия на гласных, тексты песен по гласным. 1ЧМ - медленное чтение учителем.
РЯ. 1РЯ - опробование строки фоноузорами "под - над - внутри". 3 РЯ - говорение при выведении фонокрюков. 2РЯ -гласные-согласные в знаках, мячик на слоги. Метка знаками названий букв в алфавите. 4РЯ - зарядки "над - под", "руки - ноги", "летает - не летает", "обратное кино". Рисование стрельбы по мишени, рыбной ловли.
МТ. 1МТ - десятки - ладошки. Молчанка на круге ±1. 2МТ - счет внутри десятка ±1, ±2, ±4. Обратное движение по цепочке. ЗМТ - озадачивание и освоение слов "больше - меньше", "ближе - дальше", "дешевле - дороже".4МТ - вырезание целого и частей, аппликация листика: освоение, дорисовывание и фантазия из кривых линий.
Теперь следует сказать, как достигаются задачи, поставленные перед каждым месяцем. К этому времени у каждого ученика должно быть не просто спокойное состояние, а комфортное. С тобой любой встречается глазами, зовет к себе в соседи, с товарищем ловим рыбу, стреляем по мишени на нашем листе. Ты чувствуешь прикосновение ладошек своих приятелей. В любой работе тебя ждут. Много веселых разговоров и дел. Есть куда приложить себя. Можно и пошалить в зарядках. Твои работы смотрят все, и ты смотришь любую из работ. Жизнь налажена, и никто не стесняется признаться, что знаком со всеми и всем, что делается вокруг тебя. Слова знакомы так же, как и люди. Даже с закрытыми глазами можно признаться, что знаешь имя и адрес любой из почти 120 букв. Твой голос слышен в хоре других голосов. А что, если что-то не так? Например, крюк никак не хочет выровнять спинку и гнется. В это время не может быть ошибок. Есть оплошности, и этот крюк просто по-другому говорят - вэ, а это -бэ. А вдруг он не ставится в строку ? Ну так он просто - бо! А если у тебя не считается и после 27 идет 29? Палочка проскочит тебя, не дается в руки. И ищи сам, слушай, как она может к тебе прийти.

Итоги ноября(1):
- одни действуют в группе,
- другие представляют себя всем,
- третьи понимают куда идет передача действия.
ЧМ. 2ЧМ - прошли в работе абрисы. В них типизация всех русских слогов:
3ЧМ - соревнование в прочтении столбиков однословных слов на выдыхании. 4ЧМ - тренировка выдоха на гласных при пении. 1ЧМ - чтение знакомых песен по гласным.
РЯ. 1РЯ - квадрат, соотношение элементов букв в большом и малом квадрате. 2РЯ - разные слоги, в слоговых знаках, односложные и двусложные слова с их рисунком ритма. ЗРЯ - слоги, которые не прочтешь (ЖИ, ЧУШЬ). 4РЯ - листик, поле листиков, рисование пол-листика и его фантазирование.
Тонус: "Фотографирование", "Вес и его изменение". Игры: "Пропажа", "Телеграф".
МТ. 1МТ - прихлопни - отхлопни - десятки и единицы, их соединение и разделение. Машинка - принимает любое собрание на данное число. 2МТ - четные и нечетные в работе. "Не отдал". Узнавание и выбор. Загадочный "Мистер X" в целом и частях. 3МТ - заполнение рисунков абриса. Что пропало - поиск. 4МТ - вырезание силуэтов, обводка, теневые фигурки.
Если первые два месяца работали на случайные компании и достаточно большие или, наоборот, парные контакты, часто сменяющие друг друга (это и уход ритма вглубь, ладошки, соревнование в выдыхании слогов), то этот месяц чаще идет выбор четверок. Они притираются друг к другу в озвучивании при работе с абрисом. Наборы абриса меняются и все большее сочетание слогов входит в обзор компании - группы. Полоски, их перепутывание и передача на слух связывают одну группу с другой в деловой обстановке. Труднее всего, но и интереснее всего, передать действие другому, когда так хочется все сделать самому.

Итоги декабря(1):
- собственные пробы,
- умение идти за другим,
- показ другому.
ЧМ. 1ЧМ - чтение загадок и их показ на труде. 2ЧМ - (главное - ведение по абрису) - умение владеть голосом: тише - громче, выше - ниже. Переходы на двустрочие, опевание тоники. 3ЧМ - считалки в группах по три. 4ЧМ - вокальные упр. на соединение гласных. Сирена.
РЯ. 1РЯ - чтение и запись на ступеньках в элементах односложных слов. 2РЯ - запись алфавита строчных букв в 4 строках с обводом. Работа с ковриком. ЗРЯ - узоры в крюках по концовке. 4РЯ - двуручное движение угольника и линейки.
Тонус: "Деревья", "Слушать звуки". Распознавать шумы", "Идти след в след", "Сидеть по разному".
МТ. 1МТ - вертушки состава числа. Не повторись. Освоение действия во втором десятке на речевом вслушивании.2МТ - запись цифр пером, типизация задач на сложение-вычитание. Придумки, споры, выборы на скатерти. ЗМТ - законы сложения, сравнение по ширине, весу, стоимости, объему. 4МТ - изгибание крюков, коробочки.
Материал изучения этого месяца дает большой выбор для собственных проб и в альбоме, и на доске, и в групповой работе. Но вместе с тем тонусные упражнения учат умению прислушаться, отнестись к выбору другого. Под присмотром товарищей голосоведение и ручные движения учатся быть совпадающими на большом отрезке говорения. В работе по труду первые помощники дают ценные советы. Работа учителя в это время огромная. Найти "мастеров" своего дела, научить советовать без подсказки. Позаботиться о том, чтобы группы были обучающими. К этому моменту каждый человек должен иметь свое мастерство и побывать во всех видах: и в выборе, и в движении за другим, и в показе другому. Особое внимание надо уделить тому, чтобы не оказалось ни одного молчуна. В этом залог успеха.

Итоги января(1):
- представление себя, как любого,
- равноправное действие в группе,
- утверждение своего места среди других.
ЧМ. 1ЧМ - чтение маленьких книг. 2ЧМ - пение с дирижированием рисунка. ЗЧМ - освоение ритмов трехсложных слов. 4ЧМ - опора дыхания.
РЯ. 1РЯ - работа пером в трафарете №2. В альбоме соединение верхнее, нижнее, слитое в узорах и крюках. 2РЯ - поиск пробела в скороговорках, записанных лесенкой и фразах абрисов. ЗРЯ - изменения слов с согласной на конце по числу. 4РЯ - узоры из листика и пол-листика, полуовалы. Ритмы - пробы заглавных букв.
Тонус: "Эстафета", "По-разному сделать", "Стоп", "Перенять позу".
МТ. 1МТ - счет ±3, ±5 на цветных петлях. 2МТ - решение уравнений на три типа говорения. Переходы - живое уравнение, 3МТ - глаголы к задачам, виды чертежей к задачам и на сравнение углов. 4МТ - нанизывание петель.
Все работы этого месяца подготовлены, к ним протянуты ниточки из всех месяцев первого полугодия. Но он отличается резко по способам работы. Персонифицируется выбор, его надо утверждать среди других в любом из представленных занятий. Сидя у себя, работая на кальке в трафарете необходимо в себе воплотить любого. Конечно, это надо поддержать, как и в сентябре, пересадками. Но в отличие от сентября просматривающий учащихся ищет только удачные моменты. В цветных петлях, подготавливающих к переходу через десяток, больше всего нужен совет помощника, но начало петли по цвету утверждает равноправие в группе. Уравнения "решаются" в живом виде. Действия участников упорядочиваются смотрящими. В "болтушке" - распеваются названия и загадываются все виды говорения по поводу уравнений. Здесь утверждение своего мнения может быть только групповым или двоих в присутствии знатока.

Итоги февраля(1):
- обращение себя к другому,
- удержание общего ритма в деле,
- свободный выбор действия.
ЧМ. 1ЧМ - чтение под пластинку песен по песеннику, чтение маленьких книг. 2ЧМ - скороговорки с переспросом, вопросом и ответом. 3ЧМ - освоение АБВ - наборов трехсложных слов на лесенке. 4ЧМ - дикционные упражнения.
РЯ. 1РЯ - алфавит с растягом вверх и пальцевый ритм по трем строкам. 2РЯ - слогоделениие, правило переноса в короткой строке. 3РЯ - введение предложения на фоностроке. 4РЯ - рисунки по теме.
МТ. 1МТ - разучивание перчаток - десятка. Введение усиков - перехода через десяток. 2МТ - переместительный закон сложения. Сетка для типизации задач на сравнение. 3МТ - задания "кто - кто". 4МТ - изготовление сувениров из природных материалов.
До сих пор весь мир обучения не выходил за пределы созданного в классе. Даже маленькие книги и медленное чтение не требовало обращения себя. Все разговоры были стихийными, по вызову желающих. Своеобразие этого месяца в том, что подготовленный трафаретом общеклассный ритм работы становится общепризнанным. Он идет и на пластинках в чтении и в разучивании перчаток и в дикционных упражнениях. На данном этапе не должно быть отстающих и опережающих. Впервые обращение себя к другому, то же здесь на работе с "АБВ", в рисунках по теме и в работе с усиками. Это как бы вызов к доске на тренировку. В нем должен пройти каждый. Персональную тренировочную работу у доски надо сделать не тревожной, в любой момент дать поддерживающих, вызвать желание обращения к другому. Трудовые и логические задания дают отдушину и свободу выбора.

7-й месяц - март(1):
ЧМ. 1ЧМ - чтение с показом. Похоже на чтение рецептов. Но отличается тем, что делает не читающий, а слушающий. Тексты запутанные, но небольшие. 2ЧМ - освоение жестовых песен (зо - ви - ра). 3ЧМ - карусель четырехсложных слов. 4ЧМ - тренировка длинного выдоха. Тонус - "Меры желания".
РЯ. 1РЯ - заглавная буква, ритм "Ира" на строчных буквах. 2РЯ -мягкий знак в конце и середине и разделительные мягкий и твердый знаки. 3РЯ - круги "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши", и "же-ше". 4РЯ -рисование головоломок.
МТ. - по тонусу "Счетная машинка". 1МТ - шагнул - не шагнул с одним ответом. 2МТ - скобка как замысел. 3МТ - поиски закономерностей. 4МТ - метки на вещи.
Итоги месяца:
- выражение себя в общей работе,
- поддержка выбранного для себя решения,
- предложение своего решения для всех.
Мартовский месяц - первый в освоении жестовых песен. В этот период идет и карусель. В этих работах предлагаются найденные решения всем желающим, но надо собраться в такой компании, где твой выбор не отвергнут, а примут, как свой. Такой же, только в меньших количествах детей, является и работа в чтении. Каждый, кто сделал свой выбор, выражает себя в общем действии. Особенно важным переходом в этом же ключе будет и "скобка", как "я -первый".

8-й месяц - апрель(1)
РЯ. 1РЯ - ритмы заглавных букв. Портреты. 2РЯ - большая буква. Различение части речи в карусели. ЗРЯ - словарь столкновений. 4РЯ - рисование под музыкальные пьесы.
Тонус: "Встань по пальцам".
ЧМ. 1ЧМ - разметка текста с конца. 2ЧМ - согласованность действий и голоса в "зо-ви-ра". 3ЧМ - нахлесты в ритмической цепи и знаковой цепи, дирижирование. 4ЧМ - тренировка экономного выдоха.
МТ. 1МТ - запись трехзначных чисел. Счет длинными петлями - движениями. 2МТ - решение неравенств. Комбинаторика в задачах. 3МТ - лабиринты. 4МТ - узоры из засушенных цветов. Ритмы заглавных букв - повод для спокойного предложения на всех - дают переход к следующему этапу.

9-й месяц - май(1)
ЧМ. 1ЧМ - чтение стихов по предложениям. Запись ритма со слуха. Шифровка куска. 2ЧМ - аккомпанирование к компании "Зо-ви-ра". 3ЧМ - речевое выражение по ритму и заданной теме. 4ЧМ - тренировка дыхания и дикции на скороговорках.
РЯ. 1РЯ - алфавит на время. Соединение заглавных букв. 2РЯ -правописание предлогов в местоимениями. ЗРЯ - странности в написании с пробелом и без него. 4РЯ - рисование гирлянд. Тонус: "Занять пространство", "Встать по пальцам".
МТ. 1МТ - введение классов. Свободное сложение и вычитание многозначных чисел столбиком. 2МТ - составление схем к комбинированным задачам и запись решения выражением. 3МТ - паркеты. 4МТ - гирлянды и цепи.
Итоги месяца:
- уверенность в знакомом,
- умение уступать,
- загадывание.
Введение аккомпанирования - импровизации так же как и составление схем к комбинированным задачам, дают большой толчок к фантазии загадывания. Эта вариативность предлагаемого позволит включиться в данную тему для размышления большему количеству детей. Сюда подключается и шифровка стихов. Введение классов и петельное сложение укрепляет взор для слежения вдоль длинной строки. Желание быть во всех работах надо упорядочивать. Поэтому важное тонусное занятие "Встать по пальцам", "Занять пространство" вырабатывает умение уступить другому даже в желаемом. Круги "Зо-ви-ра", сложением вычитание многозначных чисел, скороговорки укрепляют уверенность в знакомом.

Итоги года: год закончен, и можно сказать, что при сохранности в благополучии любого человека в классе создано сообщество. И более того, если большинство детей умело проявляют себя в предложенных работах, значит, раскрытие индивидуальностей произошло, что и является главным итогом первого года обучения.

2-й год обучения. Совместные решения в деловых контактах

Сентябрь(2-й год)
Блок Чтение - музыка (ЧМ):
1ЧМ - чтение с шапкой вопросов
2ЧМ - поиск и говорение перечислений
ЗЧМ - русские народные распевки
4ЧМ - тренировка выдоха на стечении согласных
Блок Рисование-русский язык (РЯ):
1 РЯ - поиск текста
2 РЯ - четырехцветка. Акцентные кривые
3 РЯ - таблица "ЧОК". Предложения на омонимы, различаемые по частям речи (гл. - сущ.)
4 РЯ - рисунки к барельефу. Тонус: "Где мы были, мы не скажем", "Печатная машинка", "Стулья".
Блок Математика-труд (МТ):
1 МТ - таблица двух и четырех по всей сотне с делением
2 МТ - умножение, деление. Задачи О.К.В.
3 МТ - решение выражений с буквами
4 МТ - выдавливание барельефов на художественном пластилине
Итоги месяца: а) освоение форм согласия, б) сотрудничество, в) определение отношений.
Самым действенным при освоении форм согласия будут ручки по акцентным кривым, где надо не просто понять, принять предложенное, но и повернуть его на себя. "Печатная машинка" - это включение себя в общий замысел, где определяются отношения. Так же и установка стульев в полукруг одновременно без указаний, выяснения отношений, но с отношением уже ко всей компании участников вырабатывает сотрудничество, а не просто компанейство. Надо включать не только группы друзей в эти работы, а притирать друг к другу всех ребят класса, чтобы работа с таблицей шла эффективно.
Октябрь(2)
ЧМ: 1ЧМ - чтение о уяснением "что, где, когда, кто?"
2ЧМ - говорение и поиск пояснений
ЗЧМ - разучивание народных игр и хороводов
4ЧМ - тренировка экономного выдоха
РЯ: 1РЯ - различение частей речи по рукам и черте МЕЧ
2РЯ - окончания - основа. Портреты
ЗРЯ - удержание глаголов в развертках по смыслу
4РЯ - рисование по темам чтения
Тонус: "Тело в деле", "Входы".
МТ: 1МТ - таблицы 3, 6, 9 по полю 100 с геометрическими представлением по умножению и делению
2MТ - переместительный и сочетательный законы умножения
ЗМТ - фигурки из частей
4МТ - металлические конструкции
Итоги месяца: а) включенность в действо, б) соревнование, в) оправдание утверждения.
Работа на чтении с уяснением довольно сложна, но азартна. Здесь и доказать надо и предположить. Она требует включенности в действо и в то же время - это спор-соревнование. К тому же типу относятся и слоговые портреты слов, но там больше подспорья. Самое высшее - это оправдание утверждения, поиск слов и дел подтверждений и опровержений событийствующих переповторов. Тонус приглашает к энергичной включенности.
Ноябрь(2)
ЧМ: 1ЧМ - чтение с продолжением, с противопоставлением
2ЧМ - рисунки и голосоведение
ЗЧМ - песни перепевы
4ЧМ - тренировка выдоха с заданным согласным звуком
РЯ: 1РЯ - изменение ПР.С.
2РЯ - переходы С.п.С. -Пр.С.
ЗРЯ - основы прилагательных и существительных на "Ч", "Ш", "Щ", "Ж"
4РЯ - рисование схем игр
Тонус: "След в след", "Переход с одного места на другое"
МТ: 1МТ - таблица 4 - 6 - 8 в поле сотни на геометрическом представлении (умножение и деление)
2МТ - решение в машинке уравнений (скобка)
ЗМТ - веселые вопросы
4МТ - изготовление игр "На три приз бери"
Итоги месяца: а) подбор пары, б) сопереживание, в) озадачивание на контакте.
В первом месяце лучший в паре - твой друг по двору, даже если он не умеет действовать. Теперь подбор пары идет по делу, а чаще строится учителем для подбадривания напарника. Это и песни-перепевы, и чтение с продолжением. Это учебные контакты, на которых в данное время происходит озадачивание. Лучше всего на геометрических полях таблицы. Выявление рисунка голосоведения без сопереживания не выйдет. В это надо поверить, т.е, пережить так, как другой. Ведь тот, кто задумал данный рисунок, полагает, что он его и вывел. Расхождение рисунка с голосоведением уйдет, если тонус "След в след" удастся.
Декабрь(2)
ЧМ: 1ЧМ - составление текста в круге
2ЧМ - построение рисунка круглой фразы с подарком
ЗЧМ - ритмические рисунки с "8" и "16".
4ЧМ - тренировка экономного выдоха на чередовании слогов
РЯ: 1РЯ - местоимения в диалогах и "Временах года"
2РЯ - запись диалогов.
ЗРЯ - омографы о согласной на конце, их проявление в замыслах
4РЯ - салфетки
Тонус: "Стройка", "Перемены", "Магазин"
МТ: 1МТ - таблицы 7 и 3 как шахматные ходы
2МT - комбинированные задачи
ЗМТ - магические квадраты
4МТ - вырезание снежинок, объемность, симметрия
Итоги месяца:а) вхождение в перемены, б) содействование, в) взаимное расположение.
Середина года. Излюбленные места определились. Взаимное расположение подготовлено и таблицей и акцентными кривыми. А выявляться оно будет в хороводах, в сплетениях его. Скорое проговаривание ритмических строк требует содействия, как и составление текста в круге. "Стройка" и "Магазин" указывают при оживлении есть ли содействование. Как только оживление разлаживает, надо войти в перемены. В диалогах "Времена года", в магических квадратах надо держать перемены и перейти в содействование и взаимное расположение.
Январь(2)
ЧМ: 1ЧМ - план краткий и длинный
2ЧМ - рисунки с вопрошанием
ЗЧМ - ритмические рисунки с синкопой. Песни-перепевы
4ЧМ - пение с движением по дыханию
РЯ: 1РЯ - поддержка звучания по всем частям речи с непроизносимой согласной
2РЯ - словообразование С.п. С.-Пр.С. с заглавной буквой
ЗРЯ - слова-омографы о безударной гласной в корне - удержание смысла
4РЯ - фотографирование
Тонус: "Японская машинка"
МТ: 1МТ - умножение столбиком многозначных чисел. Запись в клетках
2МТ - решение задач на соревнование. Систематизация скатерти задач
Итоги месяца: а) смена места, б) согласование, в) воздействие.
Идет цепочка плана. Несумевший включиться переходит, меняет место. Такие же работы и в ритмической строке с синкопой и в поддержке звучания. Согласование в самом ярком проявлении в работе с фотомонтажом, но она необходима и в работе со скатертью задач. На данном этапе общее согласование вырабатывается на "японской машинке" - общем охвате внимания и включенности. Однако все виды работ этого месяца требуют явного воздействия, как на группу советующих, так и на группы поддержек. Эти воздействия помогают первому найти смену места.
Февраль(2)
ЧМ: 1ЧМ - былинное чтение
2ЧМ - свободное построение рисунка фразы
ЗЧМ - чтение на медленную минутку. Песенные сценки
4ЧМ - упражнение на форме зевка
РЯ: 1РЯ - изменение глагола в развертке речевых переходов. Спряжение
2РЯ - превращение С. С. - Пр.С. и ИСПИЧИС - Пр.С.
ЗРЯ - наречия в Н.Г. и глагольные омонимы
4РЯ - рисунки сказок.
Тонус: "Пристройки", "История про услышанное"
МТ: 1МТ - деление углом со знакомым ответом. Спуск на лифте
2МТ - полосатые задачи
ЗМТ - геометрические рисунки
4МТ - шрифты
Итоги месяца: а) изменение взгляда, б) сочувствие, в) интуитивные замыслы.
Свободное построение фразы зовет не просто к переживанию, а к сочувствованию. Имеющий свой взгляд на данный рисунок на время должен изменить его, чувством прожить интуитивный замысел другого. Былинное чтение - протяжное, напевное, изменяет взгляд на медленное чтение как отрицательное. Интуитивные замыслы реализуются и в рисунке сказок, и в пристройках. Особенно осмысленны они в полосатых задачах, где не задан способ действования. Здесь изменение взгляда ведет к сопереживанию, к согласованию, к общему сочувствованию в данной ситуации. А история про услышанное - индикатор сложившегося или несложившегося сочувствования.
Март(2)
ЧМ: 1ЧМ - чтение от лица
2ЧМ - словесные действия 1 - 2, 3 - 4
ЗЧМ - чтение на темпе речи. Детские песни
4ЧМ - пение о движением. Сценарии. Тренировка экономного выхода и мускулатуры губ.
МТ: 1МТ - деление углом многозначных чисел
2МТ - систематизация задач О.К.Б.
ЗМТ - геометрические построения
4МТ - человечек из картона
РЯ: 1РЯ - изменение прилагательных по родам в развертке по черте МЕЧ со слоговыми знаками окончаний
2РЯ - шатающиеся приставки "подавал-подушка"
ЗРЯ - разгадывание омонимов по частям речи в употреблении речевого куска
4РЯ - аппликация
Итоги месяца: а) выход.в тройки, б) сомнение, в) удержание замысла.
Уже некоторое время тройки: слушающий - говорящий - наблюдатель срабатывались в деле. И в данном этапе при делении углом, чтении от лица, решении задач О.К.В. - они-то и работают. Каждый удерживается в той или другой роли, создавая сомнение с товарищем, и каждому очень важно становится удержать замысел. Деятельным удерживающий замысел выявляет себя в шатающихся приставках и в разгадывании омонимов в речевом куске. Можно сказать, что слушающий к этому времени приобрел форму выражения.
Апрель (2)
ЧМ: 1ЧМ - пересказ краткий и событийный
2ЧМ - словесные действия 5 - 6, 7 - 8, 9 - 10
ЗЧМ - чтение на быстрой минутке. Народные хоровод
4ЧМ - речевые упражнения с движением
РЯ: 1РЯ - работа с экраном, цветовые петли движений.
2РЯ - различение употреблений прилагательных с одним корнем по суффиксам в речевых кусках и словосочетаниях
ЗРЯ - речевой кусок в начале, середине, конце
4РЯ - рисование листьев
МТ: 1MT - умножение и деление в мире нулей. Доли числа
2МТ - порядок действий с показом знаков
3 МТ - замечательные кривые
4МТ - объемные открытки
Тонус: "Фраза из слов"
Итоги месяца: а) неуместность повтора, б) содружественность, в) осуществление замыслов.
Словесные действия как способ преподнесения себя вносят неразобранные повторы. Если удерживать замысел есть кому в классе, то теперь его надо осуществлять. Создаются групповые содружества, предлагающие свой замысел. Но есть и те, кто, выбирая свое место, предлагают повтор. В этих наборах занятий с экраном (определение речевого куска, замечательные кривые) повтор становится лишним. Ясна его неуместность. Но показавший это определил отторжение повтора - это его участие в общей работе.
Май(2)
ЧМ: 1ЧМ - слушаем с выяснением роли
2ЧМ - чтение о использованием словесных действий
3ЧМ - заклички "Весна"
4ЧМ - речевые и вокальные каноны
РЯ: 1РЯ - отыменные и отглагольные прилагательные
2РЯ - разбегание с Н.Г.
ЗРЯ - пробел в употреблении местоимений
4РЯ - изготовление книги "Загадки"
Тонус: мобилизация и вес
МТ: 1МТ - появление "0" в частном. Случайность и закономерность
2МТ - задачи на доли
ЗМТ - математические игры
4МТ - фонарики-надувание
Итоги: а) подхватывание, б) коллективизм, в) подтверждение замысла.
Разбег со словосочетанием, заклички требуют подхватывания. Месяц коллективизма - праздничный месяц учения. Речевые и вокальные каноны выявляют подтверждение замыслов. Рабочие деловые контакты сформированы. "Не попасть во власть нуля" - игра на внимание со всеобщим аханьем, где каждый спешит вызволить человека. Ребят столько, что любому есть место в подхватывании. Подтвердить замысел, даже не свой - удовольствие оказаться со всеми. Математические игры - это желание быть здесь, а не думать с тоской, когда же звонок.
Основные итоги второго года обучения
За два года все дети почувствовали свою уместность в классе. За этот год они побывали в спорах, вносили свои замыслы, были в поддержке, но были и в сомнении и в соревновании. Если первый год обстоятельства дела давали каждому выбор по самочувствию, то в этом году новые ситуации ставили человека перед необходимостью. В деловых контактах развивались рабочие группы обучающихся друг у друга. Если твой выбор не подошел, то другая рабочая группа примет тебя к себе.
В первом классе складывались загадывания, а во втором - дела шли от озадачивания к интуитивным замыслам. Их следовало удерживать, осуществлять и утверждать. Такое построение занятий не отделяет учащихся друг от друга, а объединяет, приглашает к совместному обучению.
Конечно, все, чему научились дети друг у друга, есть их общее достояние. В классе нет отстающих, нет разделения детей. Общий темп и ритм дела ведет любого к одновременному выполнению самостоятельных и индивидуальных работ по всем предметам. Естественно, уровень развития у каждого свой и результативность своя, но для сотоварищей это скорее естественность, чем исключительность. Дело есть для всех.

3-й год обучения. Рождение коллективного содействия в любом деле

1 месяц - сентябрь (3)
ЧМ 1ЧМ --озвучивание сценок (радио).
2ЧМ - произношение согласных звуков.
3ЧМ - парное чтение по предложениям. Виды пьес по жанру. Разучивание песен "-Наш край", "0сень".
4ЧМ - вокальные упражнения на йотированных гласных.
РЯ 1РЯ - склонение местоимений. "Цирк".
2РЯ - ролевые схемы из "2 кленов".
3РЯ -запись местоимений с предлогами и частицами.
4РЯ - рисование фигурок и поз.
МТ 1МТ - углы. Знакомство с выбором "0" на транспортире. Ориентирование.
2МТ - распределительный знак умножения.
3МТ - удивительные числа.
4МТ - изготовление шапочек.
Тонус: "Превратись сам", "Превращение комнаты".
Итог: а)различение, б) перебирание, в) уверенность.
Сентябрь сразу вводит в состояние, похожее на май второго класса. Это перебирание возможностей в озвучании сценок. Парное чтение вселяет уверенность в своих возможностях. "Цирк" и ролевые схемы позволяют различить свои возможности и выбрать себе дело по душе. Изготовление шапочек вновь объединяет в компании, где не забываются дела всей недели и месяца. Рисование фигурок и поз - воспоминание, где каждый побывал. В работе с транспарантом восстанавливаются контакты.

2 месяц - октябрь (3)
ЧМ 1ЧМ - споры - шумы из "Лесные хоромы". Чтение эхом.
2ЧМ -произношение гласных звуков.
3ЧМ - слушание музыки. Разучивание песен "Песни нашей Родины". "Пойду ль я", "Блины".
4ЧМ - тренировка дыхательной мускулатуры.
РЯ 1РЯ - склонение имен существительных по карте акцентных кривых 1-2-3.
2РЯ - однородные члены предложений. Их запись с частицами и союзами.
3РЯ - странности или нет? К словарю написаний, приносимых в классе. 4РЯ - фигурки из коряги.
Тонус: "На память физических действий".
МТ 1МТ - признаки делимости.
2МТ - меры длины, площади, массы.
3МТ - календари.
4МТ - лепка сцен.
Итоги: а)подтверждение, б) выслушивание в) уговаривание.
Работа в спорах - шумах требует выслушивания и уговаривания. Не вступающие пока в них находят свои подтверждения. Эта основная работа протягивает линии к работе с картой и словарем, рождаемым самими ребятами. Открытость в представляемом (календари), требование точности (на памяти физических действий) создают благоприятные условия для осуществления предполагаемых итогов. Споры без ссор, выслушивание со вниманием, уговаривание с уважением к выслушиваемому.

3 месяц - ноябрь (3)
ЧМ 1ЧМ - временные связки в "2 кленах",
2ЧМ - практические работы над ударением в словах.
3ЧМ - заплечное чтение. "Щелкунчик" Гофмана.
4ЧМ - дикционные упражнения. "Тараканище". Слушание музыки П.И.Чайковского. Разучивание песен " Добрый жук", "Песни скоморохов".
РЯ 1РЯ - различие падежа по местоимению. "Неделька".
2РЯ - схема предложений.
3РЯ - плавающие предлоги и частицы, указательные местоимения в куске речи.
4РЯ - рисование по теме. Тонус: "Так - не так".
МТ 1МТ - действие с именованными числами.
2МТ - задачи ОКВ и обратные к ним. Типы подходов.
3МТ - бумажные кольца.
4МТ - конструирование домов.
Итоги: а)домыслы, б)оспаривание, в)наступление.
Если в первые два месяца спор мог быть без договоренности, то здесь оспаривание похоже на уговаривание, а уговаривание переходит в новую фазу - наступление. Это как бы смена позиций слушающего -говорящего, позволяющая наблюдателю искать свои домыслы. Это и заплечное чтение, и рисунок слышимого, новые подходы - временные вязки в пьесе и самое яркое проявление в "Недельке", и работе с бумажными кольцами. Подспорьем - моделью служит тонус "Так - не так". В наступлении здесь явно отрицательный характер неслышащего, который надо смягчить появлением домыслов и подвести к следующему этапу движения.

4 месяц - декабрь (3)
ЧМ 1ЧМ - поиск места в тройке. "Времена года".
2ЧМ - изменение звучания при встрече слов в речевом потоке.
3ЧМ - чтение с движением. Музыка Э.Грига. Песни
РЯ 1РЯ - спряжение глаголов. Волшебный квадрат.
2РЯ - согласование и примыкание.
3РЯ - изменение звучания согласных в речевом потоке.
4РЯ - рисование фруктов и овощей.
Тонус: "Слушать и рассказывать веселую историю" в эпической форме.
МТ 1МТ - дроби. Запись, сравнение, действия с ними.
2МТ - задачи на движение: догонялки - встречи - пробеги.
3МТ-узлы.
4МТ - фигурки из ваты.
Итоги: а)выборы, б)понимание другого, как себя, в)переосмысливание.
Интересным будет момент работы в тройках "Время года". Оспаривающий выворачивается в понимании другого, как себя, и позволяет выйти на переосмысление. Свои выборы делает в тройке каждый. Прогуливание в развертках глагола, как некогда фонострока, удерживает любой выбор и дает возможность выйти на понимание другого. Неожиданности таких разверток полностью снимает наступление. Отдушиной будет "Рассказ веселой истории в круге с незамолкающей эпической формой.

5 месяц - январь (3)
ЧМ 1ЧМ - ролевое чтение.
2ЧМ - усложненные скороговорки.
3ЧМ - чтение под кого-то.
4ЧМ - тренировка быстрого, легкого возврата дыхания.
Песни из мультфильмов, Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк"
РЯ 1РЯ - глагольная развертка с причастиями.
2РЯ - глагольные основы на "ч" "ш" "ж" "щ".
3РЯ - плавающие предлоги - приставки.
4РЯ - оригами.
Тонус: "Речь в цифрах", "Делать по-разному".
МТ 1МТ - буквенные выражения.
2МТ - меры времени.
3МТ - задачи с конца.
4МТ - изготовление коврика: вязание крючком.
Итоги: а)согласие, б)разноголосие, в)доказательность.
Чтение эхом требует зеркальности, различенности, а чтение под кого-то - согласия с читающим. В выявлении плавающих предлогов, в различных вариациях оригами играет разноголосие. Глагольная развертка с причастиями выводит на доказательность. Она же работает и в задачах с конца. Но и здесь в математических вариациях есть разноголосие, но не разногласия. Разноголосие опирается на согласие, услышавших и принявших решение на себя. Из согласия они выходят на доказательность и тем поддерживают разноголосие. Неплохо провести тонус "Делать по-разному".

6 месяц - февраль (3)
ЧМ 1ЧМ - чтение стихов с задумкой.
2ЧМ - работа над прямой речью в рассказе.
3ЧМ - долгоговорки.
4ЧМ - тренировка выдоха и мускулатуры зева.
Песни разных народов. Музыкальные сказки.
РЯ 1РЯ - изменение глагола во всех временах. Причастия.
2РЯ - чередование согласных в корне. Уменьшения.
3РЯ - приставки-изменницы.
4РЯ - орнаменты.
МТ 1МТ - упрощение буквенных выражений.
2МТ - преобразование именованных чисел.
3МТ - старинные задачи.
4МТ - изготовление объемных цветов.
Тонус: "Озвучивание паузы".
Итоги: а)пристраивание, б)отделение своей позиции, в)распределение.
Если разноголосие приглашает к согласию и сомнению, то чтение стихов с задумкой требует отделения своей позиции. Чередование согласных в корне проводит распределение. Здесь уже не только свое решение принимается, но и решение другого вводится как равноправное (распределяется). Сюда четко ляжет и преобразование именованных чисел и орнаменты. Трудная поза пристраивания без расхождения с отдающим свою позицию и вводит распределяющего в дело, по - умному, без разлада в душе каждого из присутствующих.

7 месяц - март (3)
ЧМ 1ЧМ - чтение позы с заучиванием.
2ЧМ - логические паузы.
3ЧМ - чтение молчаливое на минуту.
4ЧМ - тренировка выдоха на длинной фразе.
Русские народные песни (двухголосие). Музыка М. Глинки.
РЯ 1РЯ - действительный и страдательный залог глагола.
2РЯ - употребление тире.
3РЯ - чередование гласных в корне.
4РЯ - костюмы к кукольному спектаклю (эскизы).
Тонус: "На : органов чувств".
МТ 1МТ - действия с дробными числами.
2МТ - задачи с применением дробей.
3МТ - ребусы, кросворды.
4МТ - декорации к спектаклю кукол.
Итоги: а)поиск, б)выведение своего голоса, в)убежденность.
То, что стоит в скобках под (а) - это линия минимального включения (сохранности), но она перевивается с остальными. Человек в работе проживает себя в любых мгновениях, но все эти три линии - б)согласованности усилия соревнования и в) решительности намерения инициативы - дополняют и определяют одна другую. Ребусы-кроссворды, как предложения - выявление убежденности, а как решаемые - поиски и выведение своего голоса. В каждом месяце есть вытаскивание той или иной линии. Здесь линия выведения голоса - чтение молчаливой минутки. Линия убежденности в логической паузе.
Поиск, то есть протяжка первой линии во множестве работ: чтение прозы с заучиванием, в употреблении тире и в других, предоставленных в этом месяце.

8 месяц - апрель (3)
ЧМ 1ЧМ - пересказ близко к тексту.
2ЧМ - логическое ударение.
3ЧМ - чтение двухминутки.
4ЧМ - песни со сменным дыханием. Музыка С. Рахманинова.
РЯ 1РЯ - совершенный - несовершенный вид глагола.
2РЯ - составление предложений по схеме.
3РЯ - слова с двумя корнями.
4РЯ - плетение.
Тонус: "Заданное действие".
МТ 1МТ - пропорции.
2МТ - задачи на пропорциональные отношения.
3МТ - логические задачи.
4МТ - сувениры из природного материала.
Итоги: а)участие, б)деловитость, в)организация дела.
Линия сохранности пронизывает все дела любого месяца, поэтому в апреле-мае она выходит на желаемое участие в любом месте работы. Чтение двухминутки по парам и в круге с заплечным чтением, составление предложений по схемам, логические задачи не должны иметь отрицания ни у кого из детей. Деловитость в плетении, в логическом ударении и в сувенирах достигает своего верхнего уровня - сосредоточенности и доводится до конца в заданный себе отрезок времени. Организацию дела ведут те, кто в данное время и в этом материале чествует себя наиболее выразительным,

9 месяц - май (3)
ЧМ 1ЧМ - рассказ от первого лица. Перевертыши.
2ЧМ - чтение с "задумкой".
3ЧМ - чтение словосочетаний во вею строку по парам.
4ЧМ - тренировка дыхания на прыжках.
Песни современных композиторов. Музыка Лядова, Гречанинова. Инструментовка оркестра.
РЯ 1РЯ - деепричастие. Полная глагольная развертка.
2РЯ - круг частей речи. Частицы "НЕ - НИ".
3РЯ - пробелы в длинном говорении с двойным улавливанием.
4РЯ - бусы. Тонус: "Живая картинка".
МТ 1МТ - проценты.
2МТ - задачи на проценты.
3МТ - многогранники.
4МТ - работа с электрическими цепями.
Итоги: а)исполнительность, б)активность, в)инициативность.
Предлагаемые в мае дела - соцветия возможных выражений себя. В одном можно быть исполнительным, в другом - активным, а в третьем -инициативным. Пробуй себя - говорят эти дела: бусы, задачи на проценты, полная глагольная развертка, включающая и деепричастие. Дети не отлипают от круга частей речи, предлагая друг другу разные роли. Перевертыши и чтение с задумкой, работа с эл. цепями - работы, где активность сменяется инициативностью, но требует четкой исполнительности каждого из соучастников. Но теперь идет инициативность без напористости, активность без выхватывания инициативы и исполнительность без недоделывания. "Живая картинка" продемонстрирует учителю достижимость итогов последнего третьего года. Если исполнительность достигла тщательности в письменных заданиях, четкости в вычислительных умениях, рассудительности в речевом выражении, спокойствия - в чтении, то учитель может быть доволен своим трудом. Значит, дети сохранили желание быть в школе - что самое главное для них и для тех, кто с ними рядом.

Итоги третьего года обучения
Создан ли коллектив класса к концу третьего года? Думаю, и да, и нет. Да - потому что все дела этого года подводили к трем позициям: исполнительность, активность, инициативность. Если не было авторитарности, бесконечных поучений и вторжения учителя в дела учеников, то коллективное содействование родилось. Это залог успеха при создании коллектива. Нет - потому что развитие личности человека не завершено. Впереди врастание в подростковый возраст. Но болевые точки сегодняшней начальной школы: унижение, разделение, восхваление, - построением учебных дел в таком варианте сняты. Путь к себе для любого ученика не закрыт. Уважение к себе как участнику создано. Взрослый не воспринимается как противник. Страх отметки не использован. Впереди встречи с разными людьми. Весь второй класс выстраивается на возможных вариантах таких встреч. А весь третий проиграл в делах вариативность встреч и моменты реакций на разные проявления. Проживший в такой обстановке готов ко всем проявлениям любого характера. Он защищен тем содружеством, которое вокруг него. Сам класс живо, но без скандальных вывихов, прореагирует на деловое общение. И только бездеятельность неизвестно как обернется для класса.

Организация обучения

Общие занятия по 45 мин. х 4 = 180 мин. Здесь занятия по 30 мин. х 6 =180 мин. Домашних заданий нет в 1-2 классе, хотя творческие задания не запрещены. Добавляется по 30 мин. физкультура - ритмика ежедневно.

Занятия в режиме детского сада или ГПД.

Утро День
7.00-8.00 - игры детей 12.00-13.00 - прогулка
8.00-8.30 - зарядка на воздухе 13.00-14.00 - обед
8.30-9.00 - завтрак 14.00-14.30 - для 1кл. - сон
9.00-12.00  
1 Занятие 30 мин., перерыв 5 мин для 2 кл. - кружки-кафедры
.
2 Занятие 30 мин. для 3 кл. - самоподготовка
15.30-17.20  
2-й завтрак 15 мин.

5. Занятие 30 мин., перерыв 10 мин.
Физ -ра 30 мин., перерыв 10 мин.
Ритмика 30 мин. перерыв 10м.
3. Занятие 30 мин. перерыв 5 мин. 6. Занятие 30 мин.
4. Занятие 30 мин.  

Занятие в школе по пятидневке в 1- 2 классах
Расписание
1 час. 1,2 Русский язык - рисование
2 час. 3,4 Чтение - музыка
3 час. 5 Физкультура - ритмика
4 час. 6,7 Математика - труд

3 класс по пятидневке с 45-и минутными уроками.
1. русский язык - 5 ч. в неделю.
2. чтение - 3 ч. в неделю
3. введение в окружающий мир - 2 ч в неделю.
4. математика - 5 ч в неделю.
5. физкультура - ритмика - 5 ч в неделю /2 и 3/.
Когда нет ритмики, идёт музыка.

Режим дня
с 8.00 до 8.45 - игры детей и индивидуальные занятия.
8.45 - 9.00 - зарядка
1. Занятие 30 мин. 9.00 - 9.30
перерыв 5 мин. 9.30 -9.35
2. Занятие 30 мин. 9.35 -10.05
завтрак 15 мин.10.05-10.20
3. Занятие 30 мин. 10.20 -10.50
перерыв 5 мин. 10.50 -10.55
4. Занятие 30 мин. 1055-11.25
перерыв 10 мин. 11.25-11.35
5. Физкультура-ритмика 30 мин. 11.35 -12.05
перерыв 10 мин. 12.05 -12.15
6. Занятие 30 мин. 12.15-12.45
перерыв 5 мин. 12.45-12.50
7. Занятие 30 мин. 12.50 - 13.20

Занятие 180 мин. + 30 мин. физкультура-ритмика + 50 мин. перемены.
Сейчас уроки 180 мин. + 50 мин. перемены.

Обед 13.20-14.00
Прогулка 14.00-16.00
Кружки-кафедры 16.00-17.00
Игры детей и индивидуальные занятия 17.00-18.00


Сравним доли занятий двигательных и развивающе-эстетических за 2 недели

сейчас на шестидневке: на предлагаемой пятидневке:
4 ч. физкультура - 180 мин. 10 з. Физкультура-ритмика -300 мин.
2 ч. музыки - 90 мин.
10 з. Музыки -300 мин.

2 ч. рисования - 90 мин.
10 з. Рисования -300 мин.
4ч. труда -180 мин.
10 з. Труд -300 мин.

Оплата учителю та же 45*4=180 мин. - 30*6=180 мин.
учителю музыки за 2 ч. та же + 3 ч. из ГПД
учителю рисования за 2 ч та же + 3 ч из ГПД
учителю физкультуры за 4 ч та же + 1 ч из ГПД
и учителю труда.

 

Сопоставление знаний, умений и навыков в нашей работе и в работе по традиционной методике

- Все нормы выполняются всеми детьми без натяжки и в любых, экстремальных ситуациях.
- Более того, содержательно материал предполагает опережение. К середине первого класса желание детей работать не уменьшается, а возрастает.
- Ежедневные работы не исключают ни одного ученика. Более того, если необходимо, в то, что у него невпопад, ученик попадает несколько раз в день. Методы работы с таким учеником никогда не повторяются. Он каждый раз видит новый вход в то, что не удалось до тех пор, пока у него не получится.
- Слова "контрольная работа" ученики не знают. Контроль всегда только для учителя - за тем, чтобы выяснить, в какое место ученика определить, где снять завесу с его непонимания.
- В работе нет и усреднения, поэтому каждый имеет возможность не только выявить свою индивидуальность, но и проявить её в деле не для себя, а для всех. Выпуски в школах №№ 806, 148, 734, 816 г. Москвы показали, что лучшее, сознательное и выразительное чтение по проверкам учителей среднего звена у этих классов. Обучение по русскому языку и математике не даёт отверженных.
- Часто интересуются, а как же дети будут учиться дальше. Объём выполняемых самостоятельно работ намного превышает нормы 3-го класса, значит, и дальше дети уж как-нибудь справятся.
- Люди в классе научились относиться к человеку с уважением. Они примут любого, кто к ним придёт, кроме откровенного бездельника.
- Они научились иметь и выражать своё мнение. Это и хорошо для работающего с ними, и трудно, но не плохо.
- Классы более подвижны, чем обычные, но отличаются собранностью и деловитостью. Руководить ими приятно. Однако, литераторам, приучающим детей к ограниченному словарю, сделать это уже не удаётся.
- Темп математического счёта высок, но и разворот оплошностей в пределах нормы тоже. К задачам относятся с довольствием, что будет неожиданностью для учителя средней школы. В наших 3-их классах по труду не было даже троек, а по рисованию и музыке они опережают намного, каков бы ни был изначальный набор детей в первый класс.
- Сбоя в написании нет ни у одного ученика. Почерк вырабатывается стабильный. Грамотность, как и счёт, имеет разворот ошибок, но не типизацию их.
- Учителя истории и природоведения отмечают развитую речь и наблюдательность наших детей.

Как недостаток отмечают живость детей и их подвижность. Для нас же это и есть главное достоинство - сохранить живого человека.

В разработке использованы работы Шулешко Е.Е., Протопопова В.Н., Ершова П.М., Ершовой А.П., Букатова В.М., Огороднова Д.Е., Лукьяновой Е.А.

К началу страницы

Сайт управляется системой uCoz