Программа системы "ИНОВО"
(Интуитивно-образное возрождение в обучении)
Автор: Филякина Лидия Константиновна
г. Москва
Помесячное планирование по трем классам начальной школы
Традиционная методика в качестве итогов предлагает освоение ЗУН, исключающее человека из поля зрения учителя. Остаются итоги по предмету.
Каждый, кто не усваивает ЗУН, вызывает раздражение у учителя и непонимание,
что с этим человеком делать. В представляемом расположении материала составители
исходят из того, в каком состоянии (предположительно) будет находиться человек,
проживший данный месяц, где и в каких местах он себя обнаружит для всех и
для учителя в том числе. Поэтому итоги месяца расписываются по трем параметрам
СУН проявления человека (а - сохранение, б - усиление, в - намерение).
1-й год обучения. Зарождение индивидуальностей в сообществе
Итоги сентября (1-й год):
- знакомство со всеми детьми
- умение найти свое место
- ориентация в пространстве класса.
Уроки строятся блоками по 60 мин. с 5-тимин. перерывом: чтение - музыка, русский
язык - рисование, математика - труд. После двух пар идет перерыв на 30-ти
минутный урок физкультуры - ритмики.
Блок Чтение - музыка(ЧМ) включает в себя четыре раздела по 15 минут:
(1)ЧМ - освоение смысловых построек,
(2)ЧМ - интонационных подвижек,
(3)ЧМ - темповых качеств
(4)ЧМ - паузацию.
Сочетание их и создает передвижение в освоении чтения в дальнейшем. В первом
месяце паузация включает вдох с движениями, ритмические рисунки (это темповые
характеристики). Круг "У" и повторы песен создают интонирование,
а изучение иллюстраций букваря - сознательное свободное фантазирование.
Блок Рисование - русский язык (РЯ) разделен на 4 своих хода по 15 минут:
(1)РЯ написание - изображение,
(2)РЯ называние - освоение терминологии русской грамматики,
(3)РЯ расхождение произнесения с написанием,
(4)РЯ тонус - театральные упражнения, поддерживающие и раскрепощающие тело
человека в его работе.
В сентябре осваивается карта, малые и большие таблицы, появляются слова "столбец
- строка", "письменные - печатные буквы" (2РЯ). Каждое слово
должно родиться в обиходе осваивающих его и признаваться как имеющее место
в употреблении. 1РЯ - работа на доске и в альбоме фломастером - роспись узоров
с говорением. Важно освоение поз при той или другой работе. В альбоме идут
рисунки миров на большом альбомном листе. Попеременно рисование дождя без
ветра и с ветром. ЗРЯ связано с рисованием узоров, с четкостью проговаривания
при выборе его. Здесь появляется повтор говорения - действия в стирании узора.
4РЯ помогает освоению пространства класса. Это пересадки при встрече глазами,
называние подряд пяти запомнившихся имен, внимание - слушаем коридор, за дверью,
наверху. Раздел "тонус" будет поддерживать и связывать все моменты
переходов.
Блок Математика - труд (МТ):
1МТ - освоение ручного счета,
2МТ - введение понятий при деловых встречах,
ЗМТ - логика - жизнь в творческих заданиях,
4МТ - трудовые воплощения.
В 1 месяце в 1МТ - знакомство с цифровым рядом - движение палочки. Выход и
выбор соседей, ручной - парный счет ±2 " не отдал". 2МТ - история
с разными говорениями на ±, сопоставление "больше", "меньше"
и "равно" в соответствии с заданной ситуацией дела. 3МТ - нахождение
сходства и различия в картинках. 4МТ - вырезание полос, сравнение их, половички.
Каждый из трех уроков-блоков задан не ради изучения материала, а подчинен
тому, чтобы у каждого человека в классе состоялось знакомство, чтобы каждый,
ориентируясь в заданном, спокойно чувствовал себя на своем месте. Надо чтобы
ушло чувство страха, а возникло спокойное состояние "у себя". Это
подводит ко второму этапу - месяцу.
Итоги октября (1год):
- создать чувство благополучия в обстановке,
- налаженность контактов с соседями,
- свободный выбор для себя и по себе.
ЧМ. 4ЧМ - выход на согласных звуках, выдыхание столбиком. Для каждой
работы появляется своя неповторимая "поза", поэтому специального
усаживания со сложенными ручками и ножками не надо. Человек ведет себя свободно,
пока предложенная ему работа не задаст определенную позу при действии. 3ЧМ
- парное чтение наборов при движении связывается с выдыханием столбиком. 2ЧМ
- освоение двустрочия на гласных, тексты песен по гласным. 1ЧМ - медленное
чтение учителем.
РЯ. 1РЯ - опробование строки фоноузорами "под - над - внутри".
3 РЯ - говорение при выведении фонокрюков. 2РЯ -гласные-согласные в знаках,
мячик на слоги. Метка знаками названий букв в алфавите. 4РЯ - зарядки "над
- под", "руки - ноги", "летает - не летает", "обратное
кино". Рисование стрельбы по мишени, рыбной ловли.
МТ. 1МТ - десятки - ладошки. Молчанка на круге ±1. 2МТ - счет внутри
десятка ±1, ±2, ±4. Обратное движение по цепочке. ЗМТ - озадачивание и освоение
слов "больше - меньше", "ближе - дальше", "дешевле
- дороже".4МТ - вырезание целого и частей, аппликация листика: освоение, дорисовывание и фантазия из кривых линий.
Теперь следует сказать, как достигаются задачи, поставленные перед каждым
месяцем. К этому времени у каждого ученика должно быть не просто спокойное
состояние, а комфортное. С тобой любой встречается глазами, зовет к себе в
соседи, с товарищем ловим рыбу, стреляем по мишени на нашем листе. Ты чувствуешь
прикосновение ладошек своих приятелей. В любой работе тебя ждут. Много веселых
разговоров и дел. Есть куда приложить себя. Можно и пошалить в зарядках. Твои
работы смотрят все, и ты смотришь любую из работ. Жизнь налажена, и никто
не стесняется признаться, что знаком со всеми и всем, что делается вокруг
тебя. Слова знакомы так же, как и люди. Даже с закрытыми глазами можно признаться,
что знаешь имя и адрес любой из почти 120 букв. Твой голос слышен в хоре других
голосов. А что, если что-то не так? Например, крюк никак не хочет выровнять
спинку и гнется. В это время не может быть ошибок. Есть оплошности, и этот
крюк просто по-другому говорят - вэ, а это -бэ. А вдруг он не ставится в строку
? Ну так он просто - бо! А если у тебя не считается и после 27 идет 29? Палочка
проскочит тебя, не дается в руки. И ищи сам, слушай, как она может к тебе
прийти.
Итоги ноября(1):
- одни действуют в группе,
- другие представляют себя всем,
- третьи понимают куда идет передача действия.
ЧМ. 2ЧМ - прошли в работе абрисы. В них типизация всех русских слогов:
3ЧМ - соревнование в прочтении столбиков однословных слов на выдыхании. 4ЧМ
- тренировка выдоха на гласных при пении. 1ЧМ - чтение знакомых песен по гласным.
РЯ. 1РЯ - квадрат, соотношение элементов букв в большом и малом квадрате.
2РЯ - разные слоги, в слоговых знаках, односложные и двусложные слова с их
рисунком ритма. ЗРЯ - слоги, которые не прочтешь (ЖИ, ЧУШЬ). 4РЯ - листик,
поле листиков, рисование пол-листика и его фантазирование.
Тонус: "Фотографирование", "Вес и его изменение". Игры:
"Пропажа", "Телеграф".
МТ. 1МТ - прихлопни - отхлопни - десятки и единицы, их соединение и
разделение. Машинка - принимает любое собрание на данное число. 2МТ - четные
и нечетные в работе. "Не отдал". Узнавание и выбор. Загадочный "Мистер X" в целом и частях. 3МТ - заполнение рисунков абриса. Что пропало -
поиск. 4МТ - вырезание силуэтов, обводка, теневые фигурки.
Если первые два месяца работали на случайные компании и достаточно большие
или, наоборот, парные контакты, часто сменяющие друг друга (это и уход ритма
вглубь, ладошки, соревнование в выдыхании слогов), то этот месяц чаще идет
выбор четверок. Они притираются друг к другу в озвучивании при работе с абрисом.
Наборы абриса меняются и все большее сочетание слогов входит в обзор компании
- группы. Полоски, их перепутывание и передача на слух связывают одну группу
с другой в деловой обстановке. Труднее всего, но и интереснее всего, передать
действие другому, когда так хочется все сделать самому.
Итоги декабря(1):
- собственные пробы,
- умение идти за другим,
- показ другому.
ЧМ. 1ЧМ - чтение загадок и их показ на труде. 2ЧМ - (главное - ведение
по абрису) - умение владеть голосом: тише - громче, выше - ниже. Переходы
на двустрочие, опевание тоники. 3ЧМ - считалки в группах по три. 4ЧМ - вокальные упр. на соединение гласных. Сирена.
РЯ. 1РЯ - чтение и запись на ступеньках в элементах односложных слов. 2РЯ
- запись алфавита строчных букв в 4 строках с обводом. Работа с ковриком.
ЗРЯ - узоры в крюках по концовке. 4РЯ - двуручное движение угольника и линейки.
Тонус: "Деревья", "Слушать звуки". Распознавать шумы",
"Идти след в след", "Сидеть по разному".
МТ. 1МТ - вертушки состава числа. Не повторись. Освоение действия во
втором десятке на речевом вслушивании.2МТ - запись цифр пером, типизация задач
на сложение-вычитание. Придумки, споры, выборы на скатерти. ЗМТ - законы сложения,
сравнение по ширине, весу, стоимости, объему. 4МТ - изгибание крюков, коробочки.
Материал изучения этого месяца дает большой выбор для собственных проб и в
альбоме, и на доске, и в групповой работе. Но вместе с тем тонусные упражнения
учат умению прислушаться, отнестись к выбору другого. Под присмотром товарищей
голосоведение и ручные движения учатся быть совпадающими на большом отрезке
говорения. В работе по труду первые помощники дают ценные советы. Работа учителя
в это время огромная. Найти "мастеров" своего дела, научить советовать
без подсказки. Позаботиться о том, чтобы группы были обучающими. К этому моменту
каждый человек должен иметь свое мастерство и побывать во всех видах: и в
выборе, и в движении за другим, и в показе другому. Особое внимание надо уделить
тому, чтобы не оказалось ни одного молчуна. В этом залог успеха.
Итоги января(1):
- представление себя, как любого,
- равноправное действие в группе,
- утверждение своего места среди других.
ЧМ. 1ЧМ - чтение маленьких книг. 2ЧМ - пение с дирижированием рисунка.
ЗЧМ - освоение ритмов трехсложных слов. 4ЧМ - опора дыхания.
РЯ. 1РЯ - работа пером в трафарете №2. В альбоме соединение верхнее, нижнее,
слитое в узорах и крюках. 2РЯ - поиск пробела в скороговорках, записанных
лесенкой и фразах абрисов. ЗРЯ - изменения слов с согласной на конце по числу.
4РЯ - узоры из листика и пол-листика, полуовалы. Ритмы - пробы заглавных букв.
Тонус: "Эстафета", "По-разному сделать", "Стоп",
"Перенять позу".
МТ. 1МТ - счет ±3, ±5 на цветных петлях. 2МТ - решение уравнений на
три типа говорения. Переходы - живое уравнение, 3МТ - глаголы к задачам, виды
чертежей к задачам и на сравнение углов. 4МТ - нанизывание петель.
Все работы этого месяца подготовлены, к ним протянуты ниточки из всех месяцев
первого полугодия. Но он отличается резко по способам работы. Персонифицируется
выбор, его надо утверждать среди других в любом из представленных занятий.
Сидя у себя, работая на кальке в трафарете необходимо в себе воплотить любого.
Конечно, это надо поддержать, как и в сентябре, пересадками. Но в отличие
от сентября просматривающий учащихся ищет только удачные моменты. В цветных
петлях, подготавливающих к переходу через десяток, больше всего нужен совет
помощника, но начало петли по цвету утверждает равноправие в группе. Уравнения
"решаются" в живом виде. Действия участников упорядочиваются смотрящими.
В "болтушке" - распеваются названия и загадываются все виды говорения
по поводу уравнений. Здесь утверждение своего мнения может быть только групповым
или двоих в присутствии знатока.
Итоги февраля(1):
- обращение себя к другому,
- удержание общего ритма в деле,
- свободный выбор действия.
ЧМ. 1ЧМ - чтение под пластинку песен по песеннику, чтение маленьких
книг. 2ЧМ - скороговорки с переспросом, вопросом и ответом. 3ЧМ - освоение АБВ - наборов трехсложных слов на лесенке. 4ЧМ - дикционные упражнения.
РЯ. 1РЯ - алфавит с растягом вверх и пальцевый ритм по трем строкам.
2РЯ - слогоделениие, правило переноса в короткой строке. 3РЯ - введение предложения
на фоностроке. 4РЯ - рисунки по теме.
МТ. 1МТ - разучивание перчаток - десятка. Введение усиков - перехода
через десяток. 2МТ - переместительный закон сложения. Сетка для типизации
задач на сравнение. 3МТ - задания "кто - кто". 4МТ - изготовление
сувениров из природных материалов.
До сих пор весь мир обучения не выходил за пределы созданного в классе. Даже
маленькие книги и медленное чтение не требовало обращения себя. Все разговоры
были стихийными, по вызову желающих. Своеобразие этого месяца в том, что подготовленный
трафаретом общеклассный ритм работы становится общепризнанным. Он идет и на
пластинках в чтении и в разучивании перчаток и в дикционных упражнениях. На
данном этапе не должно быть отстающих и опережающих. Впервые обращение себя
к другому, то же здесь на работе с "АБВ", в рисунках по теме и в
работе с усиками. Это как бы вызов к доске на тренировку. В нем должен пройти
каждый. Персональную тренировочную работу у доски надо сделать не тревожной,
в любой момент дать поддерживающих, вызвать желание обращения к другому. Трудовые
и логические задания дают отдушину и свободу выбора.
7-й месяц - март(1):
ЧМ. 1ЧМ - чтение с показом. Похоже на чтение рецептов. Но отличается
тем, что делает не читающий, а слушающий. Тексты запутанные, но небольшие.
2ЧМ - освоение жестовых песен (зо - ви - ра). 3ЧМ - карусель четырехсложных
слов. 4ЧМ - тренировка длинного выдоха. Тонус - "Меры желания".
РЯ. 1РЯ - заглавная буква, ритм "Ира" на строчных буквах.
2РЯ -мягкий знак в конце и середине и разделительные мягкий и твердый знаки.
3РЯ - круги "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши", и "же-ше".
4РЯ -рисование головоломок.
МТ. - по тонусу "Счетная машинка". 1МТ - шагнул - не шагнул
с одним ответом. 2МТ - скобка как замысел. 3МТ - поиски закономерностей. 4МТ
- метки на вещи.
Итоги месяца:
- выражение себя в общей работе,
- поддержка выбранного для себя решения,
- предложение своего решения для всех.
Мартовский месяц - первый в освоении жестовых песен. В этот период идет и
карусель. В этих работах предлагаются найденные решения всем желающим, но
надо собраться в такой компании, где твой выбор не отвергнут, а примут, как
свой. Такой же, только в меньших количествах детей, является и работа в чтении.
Каждый, кто сделал свой выбор, выражает себя в общем действии. Особенно важным
переходом в этом же ключе будет и "скобка", как "я -первый".
8-й месяц - апрель(1)
РЯ. 1РЯ - ритмы заглавных букв. Портреты. 2РЯ - большая буква. Различение
части речи в карусели. ЗРЯ - словарь столкновений. 4РЯ - рисование под музыкальные
пьесы.
Тонус: "Встань по пальцам".
ЧМ. 1ЧМ - разметка текста с конца. 2ЧМ - согласованность действий и
голоса в "зо-ви-ра". 3ЧМ - нахлесты в ритмической цепи и знаковой
цепи, дирижирование. 4ЧМ - тренировка экономного выдоха.
МТ. 1МТ - запись трехзначных чисел. Счет длинными петлями - движениями.
2МТ - решение неравенств. Комбинаторика в задачах. 3МТ - лабиринты. 4МТ -
узоры из засушенных цветов. Ритмы заглавных букв - повод для спокойного предложения
на всех - дают переход к следующему этапу.
9-й месяц - май(1)
ЧМ. 1ЧМ - чтение стихов по предложениям. Запись ритма со слуха. Шифровка
куска. 2ЧМ - аккомпанирование к компании "Зо-ви-ра". 3ЧМ - речевое
выражение по ритму и заданной теме. 4ЧМ - тренировка дыхания и дикции на скороговорках.
РЯ. 1РЯ - алфавит на время. Соединение заглавных букв. 2РЯ -правописание
предлогов в местоимениями. ЗРЯ - странности в написании с пробелом и без него.
4РЯ - рисование гирлянд. Тонус: "Занять пространство", "Встать
по пальцам".
МТ. 1МТ - введение классов. Свободное сложение и вычитание многозначных
чисел столбиком. 2МТ - составление схем к комбинированным задачам и запись
решения выражением. 3МТ - паркеты. 4МТ - гирлянды и цепи.
Итоги месяца:
- уверенность в знакомом,
- умение уступать,
- загадывание.
Введение аккомпанирования - импровизации так же как и составление схем к комбинированным
задачам, дают большой толчок к фантазии загадывания. Эта вариативность предлагаемого
позволит включиться в данную тему для размышления большему количеству детей.
Сюда подключается и шифровка стихов. Введение классов и петельное сложение
укрепляет взор для слежения вдоль длинной строки. Желание быть во всех работах
надо упорядочивать. Поэтому важное тонусное занятие "Встать по пальцам",
"Занять пространство" вырабатывает умение уступить другому даже
в желаемом. Круги "Зо-ви-ра", сложением вычитание многозначных чисел,
скороговорки укрепляют уверенность в знакомом.
Итоги года:
год закончен, и можно сказать, что при сохранности
в благополучии любого человека в классе создано сообщество. И более того,
если большинство детей умело проявляют себя в предложенных работах, значит,
раскрытие индивидуальностей произошло, что и является главным итогом первого
года обучения.
2-й год обучения. Совместные решения в деловых контактах
Сентябрь(2-й год)
Блок Чтение - музыка (ЧМ):
1ЧМ - чтение с шапкой вопросов
2ЧМ - поиск и говорение перечислений
ЗЧМ - русские народные распевки
4ЧМ - тренировка выдоха на стечении согласных
Блок Рисование-русский язык (РЯ):
1 РЯ - поиск текста
2 РЯ - четырехцветка. Акцентные кривые
3 РЯ - таблица "ЧОК". Предложения на омонимы, различаемые по частям
речи (гл. - сущ.)
4 РЯ - рисунки к барельефу. Тонус: "Где мы были, мы не скажем",
"Печатная машинка", "Стулья".
Блок Математика-труд (МТ):
1 МТ - таблица двух и четырех по всей сотне с делением
2 МТ - умножение, деление. Задачи О.К.В.
3 МТ - решение выражений с буквами
4 МТ - выдавливание барельефов на художественном пластилине
Итоги месяца: а) освоение форм согласия, б) сотрудничество, в) определение
отношений.
Самым действенным при освоении форм согласия будут ручки по акцентным кривым,
где надо не просто понять, принять предложенное, но и повернуть его на себя.
"Печатная машинка" - это включение себя в общий замысел, где определяются
отношения. Так же и установка стульев в полукруг одновременно без указаний,
выяснения отношений, но с отношением уже ко всей компании участников вырабатывает
сотрудничество, а не просто компанейство. Надо включать не только группы друзей
в эти работы, а притирать друг к другу всех ребят класса, чтобы работа с таблицей
шла эффективно.
Октябрь(2)
ЧМ: 1ЧМ - чтение о уяснением "что, где, когда, кто?"
2ЧМ - говорение и поиск пояснений
ЗЧМ - разучивание народных игр и хороводов
4ЧМ - тренировка экономного выдоха
РЯ: 1РЯ - различение частей речи по рукам и черте МЕЧ
2РЯ - окончания - основа. Портреты
ЗРЯ - удержание глаголов в развертках по смыслу
4РЯ - рисование по темам чтения
Тонус: "Тело в деле", "Входы".
МТ: 1МТ - таблицы 3, 6, 9 по полю 100 с геометрическими представлением
по умножению и делению
2MТ - переместительный и сочетательный законы умножения
ЗМТ - фигурки из частей
4МТ - металлические конструкции
Итоги месяца: а) включенность в действо, б) соревнование, в) оправдание
утверждения.
Работа на чтении с уяснением довольно сложна, но азартна. Здесь и доказать
надо и предположить. Она требует включенности в действо и в то же время -
это спор-соревнование. К тому же типу относятся и слоговые портреты слов,
но там больше подспорья. Самое высшее - это оправдание утверждения, поиск
слов и дел подтверждений и опровержений событийствующих переповторов. Тонус
приглашает к энергичной включенности.
Ноябрь(2)
ЧМ: 1ЧМ - чтение с продолжением, с противопоставлением
2ЧМ - рисунки и голосоведение
ЗЧМ - песни перепевы
4ЧМ - тренировка выдоха с заданным согласным звуком
РЯ: 1РЯ - изменение ПР.С.
2РЯ - переходы С.п.С. -Пр.С.
ЗРЯ - основы прилагательных и существительных на "Ч", "Ш",
"Щ", "Ж"
4РЯ - рисование схем игр
Тонус: "След в след", "Переход с одного места на другое"
МТ: 1МТ - таблица 4 - 6 - 8 в поле сотни на геометрическом представлении
(умножение и деление)
2МТ - решение в машинке уравнений (скобка)
ЗМТ - веселые вопросы
4МТ - изготовление игр "На три приз бери"
Итоги месяца: а) подбор пары, б) сопереживание, в) озадачивание на
контакте.
В первом месяце лучший в паре - твой друг по двору, даже если он не умеет
действовать. Теперь подбор пары идет по делу, а чаще строится учителем для
подбадривания напарника. Это и песни-перепевы, и чтение с продолжением. Это
учебные контакты, на которых в данное время происходит озадачивание. Лучше
всего на геометрических полях таблицы. Выявление рисунка голосоведения без
сопереживания не выйдет. В это надо поверить, т.е, пережить так, как другой.
Ведь тот, кто задумал данный рисунок, полагает, что он его и вывел. Расхождение
рисунка с голосоведением уйдет, если тонус "След в след" удастся.
Декабрь(2)
ЧМ: 1ЧМ - составление текста в круге
2ЧМ - построение рисунка круглой фразы с подарком
ЗЧМ - ритмические рисунки с "8" и "16".
4ЧМ - тренировка экономного выдоха на чередовании слогов
РЯ: 1РЯ - местоимения в диалогах и "Временах года"
2РЯ - запись диалогов.
ЗРЯ - омографы о согласной на конце, их проявление в замыслах
4РЯ - салфетки
Тонус: "Стройка", "Перемены", "Магазин"
МТ: 1МТ - таблицы 7 и 3 как шахматные ходы
2МT - комбинированные задачи
ЗМТ - магические квадраты
4МТ - вырезание снежинок, объемность, симметрия
Итоги месяца:а) вхождение в перемены, б) содействование, в) взаимное
расположение.
Середина года. Излюбленные места определились. Взаимное расположение подготовлено
и таблицей и акцентными кривыми. А выявляться оно будет в хороводах, в сплетениях
его. Скорое проговаривание ритмических строк требует содействия, как и составление
текста в круге. "Стройка" и "Магазин" указывают при оживлении
есть ли содействование. Как только оживление разлаживает, надо войти в перемены.
В диалогах "Времена года", в магических квадратах надо держать перемены
и перейти в содействование и взаимное расположение.
Январь(2)
ЧМ: 1ЧМ - план краткий и длинный
2ЧМ - рисунки с вопрошанием
ЗЧМ - ритмические рисунки с синкопой. Песни-перепевы
4ЧМ - пение с движением по дыханию
РЯ: 1РЯ - поддержка звучания по всем частям речи с непроизносимой согласной
2РЯ - словообразование С.п. С.-Пр.С. с заглавной буквой
ЗРЯ - слова-омографы о безударной гласной в корне - удержание смысла
4РЯ - фотографирование
Тонус: "Японская машинка"
МТ: 1МТ - умножение столбиком многозначных чисел. Запись в клетках
2МТ - решение задач на соревнование. Систематизация скатерти задач
Итоги месяца: а) смена места, б) согласование, в) воздействие.
Идет цепочка плана. Несумевший включиться переходит, меняет место. Такие же
работы и в ритмической строке с синкопой и в поддержке звучания. Согласование
в самом ярком проявлении в работе с фотомонтажом, но она необходима и в работе
со скатертью задач. На данном этапе общее согласование вырабатывается на "японской
машинке" - общем охвате внимания и включенности. Однако все виды работ
этого месяца требуют явного воздействия, как на группу советующих, так и на
группы поддержек. Эти воздействия помогают первому найти смену места.
Февраль(2)
ЧМ: 1ЧМ - былинное чтение
2ЧМ - свободное построение рисунка фразы
ЗЧМ - чтение на медленную минутку. Песенные сценки
4ЧМ - упражнение на форме зевка
РЯ: 1РЯ - изменение глагола в развертке речевых переходов. Спряжение
2РЯ - превращение С. С. - Пр.С. и ИСПИЧИС - Пр.С.
ЗРЯ - наречия в Н.Г. и глагольные омонимы
4РЯ - рисунки сказок.
Тонус: "Пристройки", "История про услышанное"
МТ: 1МТ - деление углом со знакомым ответом. Спуск на лифте
2МТ - полосатые задачи
ЗМТ - геометрические рисунки
4МТ - шрифты
Итоги месяца: а) изменение взгляда, б) сочувствие, в) интуитивные замыслы.
Свободное построение фразы зовет не просто к переживанию, а к сочувствованию.
Имеющий свой взгляд на данный рисунок на время должен изменить его, чувством
прожить интуитивный замысел другого. Былинное чтение - протяжное, напевное,
изменяет взгляд на медленное чтение как отрицательное. Интуитивные замыслы
реализуются и в рисунке сказок, и в пристройках. Особенно осмысленны они в
полосатых задачах, где не задан способ действования. Здесь изменение взгляда
ведет к сопереживанию, к согласованию, к общему сочувствованию в данной ситуации.
А история про услышанное - индикатор сложившегося или несложившегося сочувствования.
Март(2)
ЧМ: 1ЧМ - чтение от лица
2ЧМ - словесные действия 1 - 2, 3 - 4
ЗЧМ - чтение на темпе речи. Детские песни
4ЧМ - пение о движением. Сценарии. Тренировка экономного выхода и мускулатуры
губ.
МТ: 1МТ - деление углом многозначных чисел
2МТ - систематизация задач О.К.Б.
ЗМТ - геометрические построения
4МТ - человечек из картона
РЯ: 1РЯ - изменение прилагательных по родам в развертке по черте МЕЧ
со слоговыми знаками окончаний
2РЯ - шатающиеся приставки "подавал-подушка"
ЗРЯ - разгадывание омонимов по частям речи в употреблении речевого куска
4РЯ - аппликация
Итоги месяца: а) выход.в тройки, б) сомнение, в) удержание замысла.
Уже некоторое время тройки: слушающий - говорящий - наблюдатель срабатывались
в деле. И в данном этапе при делении углом, чтении от лица, решении задач О.К.В. - они-то и работают. Каждый удерживается в той или другой роли, создавая
сомнение с товарищем, и каждому очень важно становится удержать замысел. Деятельным
удерживающий замысел выявляет себя в шатающихся приставках и в разгадывании
омонимов в речевом куске. Можно сказать, что слушающий к этому времени приобрел
форму выражения.
Апрель (2)
ЧМ: 1ЧМ - пересказ краткий и событийный
2ЧМ - словесные действия 5 - 6, 7 - 8, 9 - 10
ЗЧМ - чтение на быстрой минутке. Народные хоровод
4ЧМ - речевые упражнения с движением
РЯ: 1РЯ - работа с экраном, цветовые петли движений.
2РЯ - различение употреблений прилагательных с одним корнем по суффиксам в
речевых кусках и словосочетаниях
ЗРЯ - речевой кусок в начале, середине, конце
4РЯ - рисование листьев
МТ: 1MT - умножение и деление в мире нулей. Доли числа
2МТ - порядок действий с показом знаков
3 МТ - замечательные кривые
4МТ - объемные открытки
Тонус: "Фраза из слов"
Итоги месяца: а) неуместность повтора, б) содружественность, в) осуществление
замыслов.
Словесные действия как способ преподнесения себя вносят неразобранные повторы.
Если удерживать замысел есть кому в классе, то теперь его надо осуществлять.
Создаются групповые содружества, предлагающие свой замысел. Но есть и те,
кто, выбирая свое место, предлагают повтор. В этих наборах занятий с экраном
(определение речевого куска, замечательные кривые) повтор становится лишним.
Ясна его неуместность. Но показавший это определил отторжение повтора - это
его участие в общей работе.
Май(2)
ЧМ: 1ЧМ - слушаем с выяснением роли
2ЧМ - чтение о использованием словесных действий
3ЧМ - заклички "Весна"
4ЧМ - речевые и вокальные каноны
РЯ: 1РЯ - отыменные и отглагольные прилагательные
2РЯ - разбегание с Н.Г.
ЗРЯ - пробел в употреблении местоимений
4РЯ - изготовление книги "Загадки"
Тонус: мобилизация и вес
МТ: 1МТ - появление "0" в частном. Случайность и закономерность
2МТ - задачи на доли
ЗМТ - математические игры
4МТ - фонарики-надувание
Итоги: а) подхватывание, б) коллективизм, в) подтверждение замысла.
Разбег со словосочетанием, заклички требуют подхватывания. Месяц коллективизма
- праздничный месяц учения. Речевые и вокальные каноны выявляют подтверждение
замыслов. Рабочие деловые контакты сформированы. "Не попасть во власть
нуля" - игра на внимание со всеобщим аханьем, где каждый спешит вызволить
человека. Ребят столько, что любому есть место в подхватывании. Подтвердить
замысел, даже не свой - удовольствие оказаться со всеми. Математические игры
- это желание быть здесь, а не думать с тоской, когда же звонок.
Основные итоги второго года обучения
За два года все дети почувствовали свою уместность в классе. За этот год они
побывали в спорах, вносили свои замыслы, были в поддержке, но были и в сомнении
и в соревновании. Если первый год обстоятельства дела давали каждому выбор
по самочувствию, то в этом году новые ситуации ставили человека перед необходимостью.
В деловых контактах развивались рабочие группы обучающихся друг у друга. Если
твой выбор не подошел, то другая рабочая группа примет тебя к себе.
В первом классе складывались загадывания, а во втором - дела шли от озадачивания
к интуитивным замыслам. Их следовало удерживать, осуществлять и утверждать.
Такое построение занятий не отделяет учащихся друг от друга, а объединяет,
приглашает к совместному обучению.
Конечно, все, чему научились дети друг у друга, есть их общее достояние. В
классе нет отстающих, нет разделения детей. Общий темп и ритм дела ведет любого
к одновременному выполнению самостоятельных и индивидуальных работ по всем
предметам. Естественно, уровень развития у каждого свой и результативность
своя, но для сотоварищей это скорее естественность, чем исключительность.
Дело есть для всех.
3-й год обучения. Рождение коллективного содействия в любом деле
1 месяц - сентябрь (3)
ЧМ 1ЧМ --озвучивание сценок (радио).
2ЧМ - произношение согласных звуков.
3ЧМ - парное чтение по предложениям. Виды пьес по жанру. Разучивание песен
"-Наш край", "0сень".
4ЧМ - вокальные упражнения на йотированных гласных.
РЯ 1РЯ - склонение местоимений. "Цирк".
2РЯ - ролевые схемы из "2 кленов".
3РЯ -запись местоимений с предлогами и частицами.
4РЯ - рисование фигурок и поз.
МТ 1МТ - углы. Знакомство с выбором "0" на транспортире.
Ориентирование.
2МТ - распределительный знак умножения.
3МТ - удивительные числа.
4МТ - изготовление шапочек.
Тонус: "Превратись сам", "Превращение комнаты".
Итог: а)различение, б) перебирание, в) уверенность.
Сентябрь сразу вводит в состояние, похожее на май второго класса. Это перебирание
возможностей в озвучании сценок. Парное чтение вселяет уверенность в своих
возможностях. "Цирк" и ролевые схемы позволяют различить свои возможности
и выбрать себе дело по душе. Изготовление шапочек вновь объединяет в компании,
где не забываются дела всей недели и месяца. Рисование фигурок и поз - воспоминание,
где каждый побывал. В работе с транспарантом восстанавливаются контакты.
2 месяц - октябрь (3)
ЧМ 1ЧМ - споры - шумы из "Лесные хоромы". Чтение эхом.
2ЧМ -произношение гласных звуков.
3ЧМ - слушание музыки. Разучивание песен "Песни нашей Родины". "Пойду
ль я", "Блины".
4ЧМ - тренировка дыхательной мускулатуры.
РЯ 1РЯ - склонение имен существительных по карте акцентных кривых 1-2-3.
2РЯ - однородные члены предложений. Их запись с частицами и союзами.
3РЯ - странности или нет? К словарю написаний, приносимых в классе. 4РЯ -
фигурки из коряги.
Тонус: "На память физических действий".
МТ 1МТ - признаки делимости.
2МТ - меры длины, площади, массы.
3МТ - календари.
4МТ - лепка сцен.
Итоги: а)подтверждение, б) выслушивание в) уговаривание.
Работа в спорах - шумах требует выслушивания и уговаривания. Не вступающие
пока в них находят свои подтверждения. Эта основная работа протягивает линии
к работе с картой и словарем, рождаемым самими ребятами. Открытость в представляемом
(календари), требование точности (на памяти физических действий) создают благоприятные
условия для осуществления предполагаемых итогов. Споры без ссор, выслушивание
со вниманием, уговаривание с уважением к выслушиваемому.
3 месяц - ноябрь (3)
ЧМ 1ЧМ - временные связки в "2 кленах",
2ЧМ - практические работы над ударением в словах.
3ЧМ - заплечное чтение. "Щелкунчик" Гофмана.
4ЧМ - дикционные упражнения. "Тараканище". Слушание музыки П.И.Чайковского.
Разучивание песен " Добрый жук", "Песни скоморохов".
РЯ 1РЯ - различие падежа по местоимению. "Неделька".
2РЯ - схема предложений.
3РЯ - плавающие предлоги и частицы, указательные местоимения в куске речи.
4РЯ - рисование по теме. Тонус: "Так - не так".
МТ 1МТ - действие с именованными числами.
2МТ - задачи ОКВ и обратные к ним. Типы подходов.
3МТ - бумажные кольца.
4МТ - конструирование домов.
Итоги: а)домыслы, б)оспаривание, в)наступление.
Если в первые два месяца спор мог быть без договоренности, то здесь оспаривание
похоже на уговаривание, а уговаривание переходит в новую фазу - наступление.
Это как бы смена позиций слушающего -говорящего, позволяющая наблюдателю искать
свои домыслы. Это и заплечное чтение, и рисунок слышимого, новые подходы -
временные вязки в пьесе и самое яркое проявление в "Недельке", и
работе с бумажными кольцами. Подспорьем - моделью служит тонус "Так -
не так". В наступлении здесь явно отрицательный характер неслышащего,
который надо смягчить появлением домыслов и подвести к следующему этапу движения.
4 месяц - декабрь (3)
ЧМ 1ЧМ - поиск места в тройке. "Времена года".
2ЧМ - изменение звучания при встрече слов в речевом потоке.
3ЧМ - чтение с движением. Музыка Э.Грига. Песни
РЯ 1РЯ - спряжение глаголов. Волшебный квадрат.
2РЯ - согласование и примыкание.
3РЯ - изменение звучания согласных в речевом потоке.
4РЯ - рисование фруктов и овощей.
Тонус: "Слушать и рассказывать веселую историю" в эпической форме.
МТ 1МТ - дроби. Запись, сравнение, действия с ними.
2МТ - задачи на движение: догонялки - встречи - пробеги.
3МТ-узлы.
4МТ - фигурки из ваты.
Итоги: а)выборы, б)понимание другого, как себя, в)переосмысливание.
Интересным будет момент работы в тройках "Время года". Оспаривающий
выворачивается в понимании другого, как себя, и позволяет выйти на переосмысление.
Свои выборы делает в тройке каждый. Прогуливание в развертках глагола, как
некогда фонострока, удерживает любой выбор и дает возможность выйти на понимание
другого. Неожиданности таких разверток полностью снимает наступление. Отдушиной
будет "Рассказ веселой истории в круге с незамолкающей эпической формой.
5 месяц - январь (3)
ЧМ 1ЧМ - ролевое чтение.
2ЧМ - усложненные скороговорки.
3ЧМ - чтение под кого-то.
4ЧМ - тренировка быстрого, легкого возврата дыхания.
Песни из мультфильмов, Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк"
РЯ 1РЯ - глагольная развертка с причастиями.
2РЯ - глагольные основы на "ч" "ш" "ж" "щ".
3РЯ - плавающие предлоги - приставки.
4РЯ - оригами.
Тонус: "Речь в цифрах", "Делать по-разному".
МТ 1МТ - буквенные выражения.
2МТ - меры времени.
3МТ - задачи с конца.
4МТ - изготовление коврика: вязание крючком.
Итоги: а)согласие, б)разноголосие, в)доказательность.
Чтение эхом требует зеркальности, различенности, а чтение под кого-то - согласия
с читающим. В выявлении плавающих предлогов, в различных вариациях оригами
играет разноголосие. Глагольная развертка с причастиями выводит на доказательность.
Она же работает и в задачах с конца. Но и здесь в математических вариациях
есть разноголосие, но не разногласия. Разноголосие опирается на согласие,
услышавших и принявших решение на себя. Из согласия они выходят на доказательность
и тем поддерживают разноголосие. Неплохо провести тонус "Делать по-разному".
6 месяц - февраль (3)
ЧМ 1ЧМ - чтение стихов с задумкой.
2ЧМ - работа над прямой речью в рассказе.
3ЧМ - долгоговорки.
4ЧМ - тренировка выдоха и мускулатуры зева.
Песни разных народов. Музыкальные сказки.
РЯ 1РЯ - изменение глагола во всех временах. Причастия.
2РЯ - чередование согласных в корне. Уменьшения.
3РЯ - приставки-изменницы.
4РЯ - орнаменты.
МТ 1МТ - упрощение буквенных выражений.
2МТ - преобразование именованных чисел.
3МТ - старинные задачи.
4МТ - изготовление объемных цветов.
Тонус: "Озвучивание паузы".
Итоги: а)пристраивание, б)отделение своей позиции, в)распределение.
Если разноголосие приглашает к согласию и сомнению, то чтение стихов с задумкой
требует отделения своей позиции. Чередование согласных в корне проводит распределение.
Здесь уже не только свое решение принимается, но и решение другого вводится
как равноправное (распределяется). Сюда четко ляжет и преобразование именованных
чисел и орнаменты. Трудная поза пристраивания без расхождения с отдающим свою
позицию и вводит распределяющего в дело, по - умному, без разлада в душе каждого
из присутствующих.
7 месяц - март (3)
ЧМ 1ЧМ - чтение позы с заучиванием.
2ЧМ - логические паузы.
3ЧМ - чтение молчаливое на минуту.
4ЧМ - тренировка выдоха на длинной фразе.
Русские народные песни (двухголосие). Музыка М. Глинки.
РЯ 1РЯ - действительный и страдательный залог глагола.
2РЯ - употребление тире.
3РЯ - чередование гласных в корне.
4РЯ - костюмы к кукольному спектаклю (эскизы).
Тонус: "На : органов чувств".
МТ 1МТ - действия с дробными числами.
2МТ - задачи с применением дробей.
3МТ - ребусы, кросворды.
4МТ - декорации к спектаклю кукол.
Итоги: а)поиск, б)выведение своего голоса, в)убежденность.
То, что стоит в скобках под (а) - это линия минимального включения (сохранности),
но она перевивается с остальными. Человек в работе проживает себя в любых
мгновениях, но все эти три линии - б)согласованности усилия соревнования и
в) решительности намерения инициативы - дополняют и определяют одна другую.
Ребусы-кроссворды, как предложения - выявление убежденности, а как решаемые
- поиски и выведение своего голоса. В каждом месяце есть вытаскивание той
или иной линии. Здесь линия выведения голоса - чтение молчаливой минутки.
Линия убежденности в логической паузе.
Поиск, то есть протяжка первой линии во множестве работ: чтение прозы с заучиванием,
в употреблении тире и в других, предоставленных в этом месяце.
8 месяц - апрель (3)
ЧМ 1ЧМ - пересказ близко к тексту.
2ЧМ - логическое ударение.
3ЧМ - чтение двухминутки.
4ЧМ - песни со сменным дыханием. Музыка С. Рахманинова.
РЯ 1РЯ - совершенный - несовершенный вид глагола.
2РЯ - составление предложений по схеме.
3РЯ - слова с двумя корнями.
4РЯ - плетение.
Тонус: "Заданное действие".
МТ 1МТ - пропорции.
2МТ - задачи на пропорциональные отношения.
3МТ - логические задачи.
4МТ - сувениры из природного материала.
Итоги: а)участие, б)деловитость, в)организация дела.
Линия сохранности пронизывает все дела любого месяца, поэтому в апреле-мае
она выходит на желаемое участие в любом месте работы. Чтение двухминутки по
парам и в круге с заплечным чтением, составление предложений по схемам, логические
задачи не должны иметь отрицания ни у кого из детей. Деловитость в плетении,
в логическом ударении и в сувенирах достигает своего верхнего уровня - сосредоточенности
и доводится до конца в заданный себе отрезок времени. Организацию дела ведут
те, кто в данное время и в этом материале чествует себя наиболее выразительным,
9 месяц - май (3)
ЧМ 1ЧМ - рассказ от первого лица. Перевертыши.
2ЧМ - чтение с "задумкой".
3ЧМ - чтение словосочетаний во вею строку по парам.
4ЧМ - тренировка дыхания на прыжках.
Песни современных композиторов. Музыка Лядова, Гречанинова. Инструментовка
оркестра.
РЯ 1РЯ - деепричастие. Полная глагольная развертка.
2РЯ - круг частей речи. Частицы "НЕ - НИ".
3РЯ - пробелы в длинном говорении с двойным улавливанием.
4РЯ - бусы. Тонус: "Живая картинка".
МТ 1МТ - проценты.
2МТ - задачи на проценты.
3МТ - многогранники.
4МТ - работа с электрическими цепями.
Итоги: а)исполнительность, б)активность, в)инициативность.
Предлагаемые в мае дела - соцветия возможных выражений себя. В одном можно
быть исполнительным, в другом - активным, а в третьем -инициативным. Пробуй
себя - говорят эти дела: бусы, задачи на проценты, полная глагольная развертка,
включающая и деепричастие. Дети не отлипают от круга частей речи, предлагая
друг другу разные роли. Перевертыши и чтение с задумкой, работа с эл. цепями
- работы, где активность сменяется инициативностью, но требует четкой исполнительности
каждого из соучастников. Но теперь идет инициативность без напористости, активность
без выхватывания инициативы и исполнительность без недоделывания. "Живая
картинка" продемонстрирует учителю достижимость итогов последнего третьего
года. Если исполнительность достигла тщательности в письменных заданиях, четкости
в вычислительных умениях, рассудительности в речевом выражении, спокойствия
- в чтении, то учитель может быть доволен своим трудом. Значит, дети сохранили
желание быть в школе - что самое главное для них и для тех, кто с ними рядом.
Итоги третьего года обучения
Создан ли коллектив класса к концу третьего года? Думаю, и да, и нет. Да -
потому что все дела этого года подводили к трем позициям: исполнительность,
активность, инициативность. Если не было авторитарности, бесконечных поучений
и вторжения учителя в дела учеников, то коллективное содействование родилось.
Это залог успеха при создании коллектива. Нет - потому что развитие личности
человека не завершено. Впереди врастание в подростковый возраст. Но болевые
точки сегодняшней начальной школы: унижение, разделение, восхваление, - построением
учебных дел в таком варианте сняты. Путь к себе для любого ученика не закрыт.
Уважение к себе как участнику создано. Взрослый не воспринимается как противник.
Страх отметки не использован. Впереди встречи с разными людьми. Весь второй
класс выстраивается на возможных вариантах таких встреч. А весь третий проиграл
в делах вариативность встреч и моменты реакций на разные проявления. Проживший
в такой обстановке готов ко всем проявлениям любого характера. Он защищен
тем содружеством, которое вокруг него. Сам класс живо, но без скандальных
вывихов, прореагирует на деловое общение. И только бездеятельность неизвестно
как обернется для класса.
Организация обучения
Общие занятия по 45 мин. х 4 = 180 мин. Здесь занятия по 30
мин. х 6 =180 мин. Домашних заданий нет в 1-2 классе, хотя творческие задания
не запрещены. Добавляется по 30 мин. физкультура - ритмика ежедневно.
Занятия в режиме детского сада или ГПД.
Утро |
День |
7.00-8.00 - игры детей |
12.00-13.00 - прогулка |
8.00-8.30 - зарядка на воздухе
|
13.00-14.00 - обед |
8.30-9.00 - завтрак |
14.00-14.30 - для 1кл. - сон |
9.00-12.00 |
|
1 Занятие 30 мин., перерыв 5 мин |
для 2 кл. - кружки-кафедры
. |
2 Занятие 30 мин. |
для 3 кл. - самоподготовка |
15.30-17.20 |
|
2-й завтрак 15 мин. |
5. Занятие 30 мин., перерыв 10 мин. |
Физ -ра 30 мин., перерыв 10 мин.
|
Ритмика 30 мин. перерыв 10м. |
3. Занятие 30 мин. перерыв 5 мин. |
6. Занятие 30 мин. |
4. Занятие 30 мин. |
|
Занятие в школе по пятидневке в 1- 2 классах
Расписание
1 час. 1,2 Русский язык - рисование
2 час. 3,4 Чтение - музыка
3 час. 5 Физкультура - ритмика
4 час. 6,7 Математика - труд
3 класс по пятидневке с 45-и минутными уроками.
1. русский язык - 5 ч. в неделю.
2. чтение - 3 ч. в неделю
3. введение в окружающий мир - 2 ч в неделю.
4. математика - 5 ч в неделю.
5. физкультура - ритмика - 5 ч в неделю /2 и 3/.
Когда нет ритмики, идёт музыка.
Режим дня
с 8.00 до 8.45 - игры детей и индивидуальные занятия.
8.45 - 9.00 - зарядка
1. Занятие 30 мин. 9.00 - 9.30
перерыв 5 мин. 9.30 -9.35
2. Занятие 30 мин. 9.35 -10.05
завтрак 15 мин.10.05-10.20
3. Занятие 30 мин. 10.20 -10.50
перерыв 5 мин. 10.50 -10.55
4. Занятие 30 мин. 1055-11.25
перерыв 10 мин. 11.25-11.35
5. Физкультура-ритмика 30 мин. 11.35 -12.05
перерыв 10 мин. 12.05 -12.15
6. Занятие 30 мин. 12.15-12.45
перерыв 5 мин. 12.45-12.50
7. Занятие 30 мин. 12.50 - 13.20
Занятие 180 мин. + 30 мин. физкультура-ритмика + 50 мин. перемены.
Сейчас уроки 180 мин. + 50 мин. перемены.
Обед |
13.20-14.00
|
Прогулка |
14.00-16.00 |
Кружки-кафедры |
16.00-17.00 |
Игры детей и индивидуальные занятия
|
17.00-18.00 |
Сравним доли занятий двигательных и развивающе-эстетических
за 2 недели
сейчас на шестидневке: |
на предлагаемой пятидневке: |
4 ч. физкультура - 180 мин. 10 з.
|
Физкультура-ритмика -300 мин.
|
2 ч. музыки - 90 мин. |
10 з. Музыки -300 мин. |
2 ч. рисования - 90 мин. |
10 з. Рисования -300 мин. |
4ч. труда -180 мин. |
10 з. Труд -300 мин. |
Оплата учителю та же 45*4=180 мин. - 30*6=180 мин.
учителю музыки за 2 ч. та же + 3 ч. из ГПД
учителю рисования за 2 ч та же + 3 ч из ГПД
учителю физкультуры за 4 ч та же + 1 ч из ГПД
и учителю труда.
Сопоставление знаний, умений и навыков в нашей работе и в
работе по традиционной методике
- Все нормы выполняются всеми детьми без натяжки и в любых,
экстремальных ситуациях.
- Более того, содержательно материал предполагает опережение. К середине первого
класса желание детей работать не уменьшается, а возрастает.
- Ежедневные работы не исключают ни одного ученика. Более того, если необходимо,
в то, что у него невпопад, ученик попадает несколько раз в день. Методы работы
с таким учеником никогда не повторяются. Он каждый раз видит новый вход в
то, что не удалось до тех пор, пока у него не получится.
- Слова "контрольная работа" ученики не знают. Контроль всегда только
для учителя - за тем, чтобы выяснить, в какое место ученика определить, где
снять завесу с его непонимания.
- В работе нет и усреднения, поэтому каждый имеет возможность не только выявить
свою индивидуальность, но и проявить её в деле не для себя, а для всех. Выпуски
в школах №№ 806, 148, 734, 816 г. Москвы показали, что лучшее, сознательное
и выразительное чтение по проверкам учителей среднего звена у этих классов.
Обучение по русскому языку и математике не даёт отверженных.
- Часто интересуются, а как же дети будут учиться дальше. Объём выполняемых
самостоятельно работ намного превышает нормы 3-го класса, значит, и дальше
дети уж как-нибудь справятся.
- Люди в классе научились относиться к человеку с уважением. Они примут любого,
кто к ним придёт, кроме откровенного бездельника.
- Они научились иметь и выражать своё мнение. Это и хорошо для работающего
с ними, и трудно, но не плохо.
- Классы более подвижны, чем обычные, но отличаются собранностью и деловитостью.
Руководить ими приятно. Однако, литераторам, приучающим детей к ограниченному
словарю, сделать это уже не удаётся.
- Темп математического счёта высок, но и разворот оплошностей в пределах нормы
тоже. К задачам относятся с довольствием, что будет неожиданностью для учителя
средней школы. В наших 3-их классах по труду не было даже троек, а по рисованию
и музыке они опережают намного, каков бы ни был изначальный набор детей в
первый класс.
- Сбоя в написании нет ни у одного ученика. Почерк вырабатывается стабильный.
Грамотность, как и счёт, имеет разворот ошибок, но не типизацию их.
- Учителя истории и природоведения отмечают развитую речь и наблюдательность
наших детей.
Как недостаток отмечают живость детей и их подвижность. Для
нас же это и есть главное достоинство - сохранить живого человека.
В разработке использованы работы Шулешко Е.Е., Протопопова В.Н.,
Ершова П.М., Ершовой А.П., Букатова В.М., Огороднова Д.Е., Лукьяновой Е.А.
К началу страницы
|