История  Сотрудники  Выпускники  Социо-игровые люди  Школьные дела  Дела научные  "Семейка"      Английский клуб "SPRING"  Пилотная школа  Учительские посиделки  Газеты и журналы 

 

Сергей Плахотников

Как делить на группы?

 

“Жребий прекращает споры.”

Книга Притчей Соломоновых.

 

В педагогическом журнале “Ясная поляна” за февраль месяц 1862 года сельский учитель А.Э. пишет следующее о начале учебного дня в своей школе: “Как все соберутся и отогреются, так разбиваются на кучки (на штуки, десятки, сотни как сами они называют эти кучки) и начинается работа: одни занимаются письмом, пишут что-нибудь из своей головы, какой-нибудь рассказ или загадку, или один другому диктует, или же все пишут под диктовку одного; другие занимаются чтением с тем, чтобы читанное могли сколько-нибудь рассказать или написать; третьи у доски – арифметикой. А Анисья (хозяйка) подле печки стряпает обед. В одну минуту изба наша представляет пчелиный улей, так и кипит работа”.

В сельской школе идет работа в группах (командах).

Самая распространенная проблема при начале групповой работы – это деление на группы. Почему-то у учителя А.Э. это происходит самопроизвольно: “как отогреются, так разбиваются на кучки”, но что стоит за этим “разбиваются”?

Некоторые учителя непроизвольно сажают “сильных с сильными”, а “слабых с слабыми”, некоторые рассаживают в группы по желанию детей. Опыт моих коллег и личный опыт работы показывают, что при злоупотреблении учительским произволом в формировании групп, работа скоро начинает закисать, начинаются ссоры. Некоторые дети уходят из команд со словами: “я не хочу с ними работать” или “а они меня выгнали”, а чаще просто сидят и не работают.

Что стоит за словами сельского учителя “разбиваются” на группы? Ребята не делятся, а именно разбиваются.

Как только во дворе встает проблема разделения на футбольные команды, ребята ее решают быстро: “Матки, матки, чьи заплатки?” Этот способ разбиваться на команды знаком всем с детства, а уж об элементарной считалочке и говорить нечего. С помощью жребия можно решить подобные проблемы весьма конструктивно.

Библия подтверждает, что тот способ, которым пользуются дети в своих делах для определения первенства или права на участие, благословен Богом. Ветхий Завет изобилует примерами, когда жребий выполняет свою примиряющую роль. Перед тем, как еврейский народ, выйдя из Египта, вошел в Палестину, Бог разговаривал с Моисеем о том, как следует поделить землю между сынами Израилевыми. В Книге чисел есть такие слова: “по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы”. Как мы видим, Бог через жребий решает куда более важные для человека вопросы, нежели разделение на рабочие группы.

В Ветхом завете есть еще одно интересное событие, в котором участие жребия решает судьбы народа, описано оно в Книге Есфири. Иудеи находились в рассеянии по всей земле царя Артаксеркса, и у Бога не было другого способа собрать их, как наслать на иудеев врага. При царе Артаксерксе служил некий Аман, который замыслил истребить иудеев из-за, как сказано в Книге, “двух евнухов царских”. Аман бросал жребий, или “пур”, и выпал двенадцатый месяц, месяц Адар, месяц  погибели народа.

В результате нависшей угрозы сыны Израилевы воссоединились: “Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур [жребий, ибо на языке их жребии называются пурим]”.

Божья воля проявляется посредством жребия, и дети, как существа несказанно близкие к Творцу, испрашивают благословения, бросая жребий, практически каждый день.

Обсуждая игры детей и собственную работу, участвуя в семинарах по социо-игровой педагогике, проводимых В.М. Буктовым, мне и моим коллегам удалось собрал несколько вариантов жеребьевки при делении на группы. Конечно, классический вариант – это считалочки, они хороши особенно в начальной школе, когда необходимо заниматься развитием детской речи – громкой и отчетливой. Ритмичное произнесение считалки позволяет ребенку быть успешным в глазах окружающих, а главное значимым для них. При этом, считалок может быть несколько – от старых типа: “Вышел-месяц-из-тумана...”, до последних: “На-золотом-крыльце-сидли-Скрудж-Макдак-и-Том-и-Джерри...”. Учителю вовсе не надо помнить считалки и рассчитывать детей самому. Деление по считалке лучше доверить детям. Сперва это будет занимать много времени, но после считанные минуты.

Другой очень распространенный вариант деления – это деление по открытке. Открытка разрезается на столько частей, сколько человек требуется для команды. Если в классе тридцать человек, а рабочих групп должно быть пять, то пять открыток разрезаются учителем – каждая на шесть частей. Изображения на открытках могут быть разными. Кусочки или достаются из коробки или из шапки, или берутся из общей кучи на полу (при этом на полу части открыток лежат “рубашкой” вверх). Задача – собраться по картинке не предавая своих кусочков другим. Кто собрал  картинку – могут начать работать в одной команде. Нужно добавить, что у моих коллег я встречал по несколько наборов таких карточек – для разных комбинаций.

Здесь не могу удержаться, чтобы не рассказать об одном интересном деле, которое сложилось в моем классе четыре года назад, когда я работал в начальном звене. Дисциплина в классе, дразнилки до драк и потасовок – практически, общая проблема. Обсуждая ее с коллегами, мы решили сперва начать с дисциплины на уроке, и неожиданно пришла идея – каждое утро с помощью жребия перемешивать класс.

Приходит утром ученик в школу, а дежурный уже стоит и держит шапку с карточками. Запускает ученик руку в шапку и достает свой жребий с обозначением “II-3-Л.”, а это значит, что ему сегодня придется сидеть на втором ряду, за третьей партой слева. Сидит и ждет ученик, кто же вытянет карточку “II-3-Пр.” Забегу вперед и скажу, что после месяца таких пересадок одна ученица мне призналась: “Сергей Владимирович, я бегу в школу знаете почему? Чтобы скорее узнать с кем сегодня буду сидеть”.

Результат не замедлил себя ждать. Ребята стали спокойней и деловитей, не только во время урока, но и на перемене, а с делением на группы вообще проблемы пропали. Приходим в Дворец пионеров на экскурсию в “Живой уголок”. Экскурсовод просит, что бы мы разделились на две группы и добавляет: “желательно, чтобы в группах мальчиков и девочек было поровну”. Я так ребятам и сказал: “Я отвернусь, а вы на счет “три” разбейтесь как просит экскурсовод”. Разбились идеально поровну и на счет “три”. Все произошло стремительно быстро. Выражение лица экскурсовода теперь описать трудно, думаю, она впервые видела такое, да и я, признаться, тоже.

Делить в классе на группы можно еще в процессе любой игры на выбывание. Благо таких игр учителя знают великое множество.

Если же вы хотите, чтобы дети сели в группы по желанию и при этом хотите избежать ссор – это легко сделать попросив их собраться по какому-либо признаку – количеству чего-либо, цвету, наличия буквы в фамилии. К примеру, учитель просит: “Все у кого три – садятся за этот стол, у кого пять – за другой” и так далее. Дети обычно спрашивают, мол чего три или пять. На это учитель отвечает обычно так: “Чего найдете – того и три.” Такое деление позволяет избежать лишних разговоров о личных предпочтениях. Пустая ссора заменяется деловым поиском оснований входа в то или иное сообщество.

В.И. Даль отмечает в своем словаре: “Жребий святое дело, бесспорное. Жребий метать, после не хлопотать”. Так зачем учителю излишние хлопоты по поводу возникающих разногласий и споров среди детей? Работа ладится, если детское благоволение подкреплено возможным неведомым исходом жеребьевки, привычной и справедливой, расставляющей все на свои места.

 

 

К началу страницы

 

Сайт управляется системой uCoz