История  Сотрудники  Выпускники  Социо-игровые люди  Школьные дела  Дела научные  "Семейка"     Английский клуб "SPRING"  Пилотная школа  Учительские посиделки  Газеты и журналы 

 

Шёл по городу учитель   Десять лет спустя

 

О ФИЛЯКИНОЙ ЛИДИИ КОНСТАНТИНОВНЕ

 

Возвратившись с Великой Отечественной Войны, блестящий филолог, ученик известного русского лингвиста А.М.Пешковского Владимир Николаевич Протопопов пошел работать в школу учителем словесности. Лидии Константиновне Филякиной посчастливилось в ту пору быть его ученицей. Именно это, наверно, и сыграло решающую роль в том, что она сама стала учителем. Да еще каким!

Закончив физический факультет пединститута, Лидия Константиновна проработала в старших, а потом в средних классах в общей сложности пятнадцать лет. Поиски путей и смысла образования, горячее желание изменить ту ситуацию в школе, когда месяца учебы хватает, чтобы отбить у первоклашек всякую охоту учиться, наверное, рано или поздно привели бы Лидию Константиновну в начальную школу. Неожиданная смерть В.Н.Протопопова, который последние годы жизни вместе с психологом Е.Е. Шулешко работал в начальной школе, приблизила этот момент. Лидия Константиновна, считая себя обязанной продолжить дело «деда» (как она его звала), да и просто потому что второклашки остались без учителя, заняла его место у доски и… сама пошла учиться. Почувствовав потребность в «театралке» (способах общения, поведения, организации рабочего пространства), она познакомилась с театральным педагогом А.П. Ершовой, а вскоре отважилась пойти в детскую театральную студию (к В.М. Букатову) и сесть в один круг с подростками.

Образовалась замечательная компания: учительница Л.К.Филякина, психолог Е.Е.Шулешко, театральный педагог А.П.Ершова и психолог-педагог В.М.Букатов, – где все участники мыслили ярко, глубоко, смело, а самое главное – были неравнодушны. Ими двигало стремление сохранить в каждом ребенке данное ему от Бога. Все, что они вместе придумывали, тут же воплощалось Лидией Константиновной в классе.

Результатом этой работы и общения явились написанные Лидией Константиновной методические разработки для 1-го класса, куда органично вплелись и методика Шулешко, и театральная педагогика Ершовой-Букатова, и русский фольклор, в том числе песенный.

Много сил, труда и лет ушло на то, чтобы сделать материалы по второму и третьему классу, тем самым завершив работу по начальной школе. А десять лет назад Лидия Константиновна создала Семейку (семейную школу), где за партой (и не только) мамы-папы встречаются со своими трех(четырех-, пяти-, шести)летними детишками. Поговаривают, что теперь в Семейку принимают (конечно, вместе с мамами-папами) уже двухлетних(!) ребятишек. Для всех них Лидия Константиновна тоже написала замечательные книжки-обучалки…

То, что в течение многих лет разрабатывает целый коллектив какого-нибудь НИИ, сделал один человек. Правда, это была Лидия Константиновна, которая считала себя лично ответственной за то, чтобы бесценные идеи, открытия, способы, приемы, придумки, чудачества, особый взгляд на ребенка, профессию дошли до учителей, а значит, и детям принесли бы радость.

Все, что создано Лидией Константиновной, она называет системой ИНОВО – интуитивно-образного возрождения в обучении. И во всем, что делала и делает Лидия Константиновна, она держит ту интонацию – протопоповскую.

Мария Ганькина

 
Сайт управляется системой uCoz